Вежливый ребенок. Как воспитать вежливость у детей и взрослых. Понятие и основа вежливого воспитания

Ребёнку необходимо научиться вежливому общению и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое общение всегда ценилось в обществе. С такими людьми приятно общаться и у них много друзей. А необходимо ли воспитывать вежливость у детей? Если да, то с какого возраста лучше начать?

Понятие и основа вежливого воспитания

Воспитание вежливости - это процесс формирования культурного человека.

Вежливость заключает в себе набор норм и правил принятых в обществе.

Для того чтобы можно было сказать, что ребёнок вежливый, он должен :

  • Употреблять в своей речи слова приветствия и прощания.
  • Уметь извиняться и благодарить.
  • Брать во внимание чужие просьбы, указания и считаться с ними.
  • Культурно вести себя в общественных местах (в частности не показывать пальцем на окружающих или предмет).
  • Не перебивать разговоры сверстников или взрослых.
  • Знать и применять в действии элементарные правила столового этикета.
  • Следить за состоянием своего внешнего вида и соблюдать правила гигиены.
Вежливость это не врожденная способность. Она приобретается со временем. Поэтому воспитанием вежливого ребёнка необходимо начинать заниматься со младенческих лет. Так, от года ребёнок знакомится с ритуалом приветствия и прощания, при помощи махания рукой или лепета.

В возрасте двух, трёх лет дети начинают использовать слова приветствия и прощания, некоторые дети слова-извинения, копируют вежливую манеру поведения и бесед, с учетом того, что они это наблюдают в семье. Так как главным примером для подражания ребенка этого возраста являются его родители.

Правила и способы воспитания вежливости

Главным институтом формирования вежливости у детей является семья. И чтобы данный процесс проходил гармонично, следует помнить несколько правил :

Во-первых, личный положительный пример взрослых. Дети, как губка, впитывают манеру поведения, разговора у родителей. И если родители сами невежливы, то вряд ли смогут научить вежливости ребёнка.

Примеры вежливости ребёнку необходимо демонстрировать постоянно. Не только дома с членами семьям, но и на улице с соседями, знакомыми и незнакомым.

Во-вторых, в воспитании вежливости необходимо время и такт. Не стоит постоянно указывать ребёнку на его неточности или ошибки. Или напоминать ребёнку, что он забыл сказать (например, "спокойной ночи "или "с добрым утром "). Ребёнок, конечно же после напоминания скажет, но данная ситуация оставит неприятное впечатление у него.

В третьих, нет необходимости, а иногда это даже вредно, учить ребенка вежливости при людях. Ребенок в таких ситуациях чувствует себя невежей, неспособным, что отрицательно влияет на его самооценку. Да и отношение ко взрослому в дальнейшем может стать агрессивным.

В ситуациях, когда ребёнок забывает поздороваться или попрощаться, лучшим примером будет личный пример. Ребёнок, видя как мама или папа постоянно здороваются, сам через некоторое время начнёт это делать.

Также в спокойной обстановке нужно научить и рассказать ребёнку, что встревать в чужие разговоры, перебивать собеседника некрасиво и неприятно другому человеку. При этом взрослым также не должны перебивать, когда говорит ребёнок. И никогда, нельзя делать ребенку унизительных замечаний.

Наиболее действенными способами воспитания вежливости и в саду, и дома являются :

  • Правильный личный пример. Пример доброты и вежливости, правильной речи и манер.
  • Чтение художественной литературы. Занимает второе место по эффективности после личного примера. Правильно подобранная литература может подсказать и дать образец воспитанности.
  • Рассматривание, обсуждение картин и картинок. Картинки должны быть сюжетными, с определенной нравственной тематикой. Обсуждая картинку с ребёнком можно научить его не только нравственности, но и развивать речь.
  • Сюжетно-ролевые, театрализованные игры. В дошкольном возрасте игра занимает основную часть времени ребёнка. Именно игра предоставит возможность проанализировать ситуации, закрепить образцы воспитанного поведения и речи.
Нужно запомнить, что воспитание вежливого ребёнка в первую очередь начинается с воспитанного взрослого.

Первое правило воспитания вежливости

Чтобы воспитать ребенка вежливым, нужно в первую очередь быть вежливым самим. Родители для ребенка пример во всем. Преподать малышу уроки вежливости представляется возможность постоянно: на улице вы спросили у незнакомого прохожего, ко-торый час; в очереди в магазине вы разговорились с соседкой, которую знаете не очень хорошо; вы вежливы и предупредительны с продавщицей; вы любезны с регистратором в поликлинике, который никак не может найти карту вашего ребенка; вы, естественно, вежливы с няней в детском саду...

И наоборот, ребенку очень трудно стать вежливым и интеллигентным, если вы сегодня приняли активное участие в склоке у прилавка магазина, завтра будете ругаться в трамвае, как грузчик, а послезавтра отвернетесь от соседки по подъезду и скажете ей в спину презрительное «фе!».

Второе правило воспитания вежливости

Обучать вежливости следует с чувством такта. Сама вежливость предполагает это. Не следует набрасываться на ребенка и упрекать его: «Опять ты не сказал мне «с легким паром!» Или: «Сейчас же поздоровайся с тетей, паршивец!» После таких наскоков ребенок, конечно же, пожелает вам традиционное «с легким паром!», но всякий раз будет вспоминать про тот эксцесс, и пожелание будет сопровождаться легким вздрагиванием его маленького сердца.

Как быть с пресловутым пожеланием «будь здоров!»?

Известно, что эту фразу (кстати, как заклинательную формулу) говорят после того, как кто-то чихнул. Одни родители учат ребенка непременно говорить это пожелание; другие поучают, что тактичнее было бы промолчать, сделать вид, что никто не чихал...

Бывает, что эти два поучения становятся известны ребенку, и он пребывает в растерянности: желать или не желать вслух этому человеку здоровья?..

Ответ прост: принимать решение по ситуации. Если чихнул на улице незнакомый человек, ребенку вовсе не обязательно выбираться из песочницы и вкрадчивым голосом говорить: «Будь здоров, дядя!». Также и в транспорте, и в школе, и в аудитории (где вообще-то не принято чихать; а нужно старательно потереть спинку носа)... Но ближайшему родственнику дома и на улице, а также товарищу или соседу вполне можно пожелать здоровья.

Третье правило вежливости

Никогда не следует поучать ребенка вежливости на людях, а тем более укорять его за то, что он забыл сказать «до свидания!». В противном случае вы как бы заостряете внимание присутствующих на том, какой невоспитанный ваш ребенок. Малыш, естественно, чувствует это, понимает, какой он плохой - опять забыл. Его начинают мучить угрызения совести, развивается отношение к себе как к человеку ущербному, неполноценному. Да и к вам, порицающим, у малыша не возникает положительных эмоций.

Воздействуйте личным примером. Прощаясь с кем-то, скажите «до свидания!».

Постепенно, имея перед собой пример, достойный подражания, ребенок научится вежливости. Вежливость, как всякая наука, не постигается сразу. А врожденной вежливости не бывает.

Научите ребенка «не влезать» в чужой разговор; научите не перебивать вас, когда вы говорите. И сами не перебивайте малыша, если он начал говорить, - хотя бы он и нес совершенную околесицу.

Еще раз хочется напомнить: не делайте ребенку грубых замечаний, найдите доброе слово. «Добрая» дорожка много короче «злой».

Оставшись с ребенком наедине, вы, конечно, с известной степенью ласковости объясните ему, какие «невежливости» он допустил. И в другой раз укажете на его «проколы» тет-а-тет...

Иной ребенок все сразу поймет правильно, а иной поймет совсем другое: мама делает замечания наедине, а на людях замечаний не делает, значит, в присут-ствие посторонних можно стоять на голове, — что многие дети и проделывают... Что ж, в таком случае можно сделать замечание и на людях, а можно отвести ребенка в уголок и там переговорить без свидете-лей. Есть и иной вариант: вы просите хозяина дома сделать соответствующее замечание. Уж к словам хозяина дома ваш ребенок обязательно прислушается (вспомните: в своем отечестве пророка нет)...

Но тут нужно подчеркнуть: вы сами должны попросить хозяина дома делать замечания. Некоторые хозяева из чувства такта молчат, когда чужой ребенок метит молотком в их компьютер; между тем сердце у них кровью обливается, а на губах едва держится кислая улыбка.

Воспитание в ребенке вежливости - дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе - поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку - ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.

0 3 200 0

За ребенка не должно быть стыдно. Но так получается не всегда. В ситуациях, когда дети ведут себя неприлично по общепринятым канонам, сразу хочется повлиять и исправить ситуацию с воспитанием. Родители не совсем понимают, как правильно воспитать в ребенке вежливость. Привить хорошие манеры кажется непосильной задачей.

Неуважение к сверстникам, игнорирование просьб и ярко выраженный эгоизм – последствия некорректного воспитания. Исправить эту ситуацию нелегко, но нужно. И начинать стоит с раннего возраста.

Что такое вежливость

В контексте развития детей вежливость – это умение коммуницировать и находить контакт с окружающими людьми.

Она помогает добиваться целей и учит ребенка правильно общаться. С помощью этого воспитывается уважение к себе и другим. Развивается умение ставить себя на место другого человека.

Вежливый ребенок - какой он?

Это ребенок с понятием грани. Он понимает, . Не бегает по поликлинике, когда вы в очереди. Использует в речи правильные слова. Не капризничает и не проявляет агрессию. Он не приносит никому дискомфорта и беспокойства своим поведением. Это подарок для родителей.

В чем важность обучения

Вежливость воспитывает сильную личность. И формирует в ребенке полноправного члена общества, помогая себя преподнести. Учит находить компромисс и выходить из любой ситуации с умом. Очень часто бывает, что мы не контролируем то, что происходит - сначала делаем, а потом думаем.

Вежливость помогает анализировать ситуацию и заставляет задуматься о последствиях наших действий.

Вот почему детям стоит прививать вежливое отношение с самого раннего детства.

Сделать малыша вежливым можно с помощью таких методик:

  1. Личного примера родителей и членов семьи;
  2. Примера персонажей сказок, историй, мультфильмов;
  3. Развивающих игр и современных технологий;
  4. Лагерей, дошкольных учреждений.

Личный пример

Малыши воспринимают мир зеркально - что видят, то и отражают. Значит, могут научиться культуре поведения только если видят, как это делают окружающие.

В семье должна царить приятная атмосфера. Спокойствие, учтивое поведение друг с другом. Никакой агрессии и никаких криков, иначе ребенок воспримет это как норму. У вежливых родителей вежливые дети. Это простая и самая действенная формула воспитания культуры.

Проводите с ребенком беседы, обучайте этикету на практике в бытовых ситуациях. Помните, что подаете личный пример круглосуточно.

Нельзя в какой-то момент лишиться нравственности и сорваться при ребенке. Обязательно цените его труд, замечайте и хвалите усилия, которые он прилагает. Тогда он будет слушаться, если попросите убрать игрушки или помочь помыть посуду.

Также используйте примеры персонажей из сказок и мультфильмов. Современные дети отдают предпочтение интересной графике - используйте это. Разъясните, что, например, Маша из мультфильма «Маша и Медведь» капризничает и балуется, а из-за этого потом с ней никто не дружит. Так малыш поймет, что как Маша делать не стоит.

Игры на развитие вежливости

Часто приходится «читать нотации», когда ребенок пренебрегает правилами этикета. Делает он это не потому что хочет проигнорировать вашу просьбу, а потому что ему бывает неинтересно слушать. В таком случае стоит превратить все в игру. Пойти с ним в комнату и разыграть сюжет с помощью игрушек. Например, поход за покупками, в садик или школу. При этом персонажи должны вести себя вежливо по отношению друг к другу и проявлять заботу.

Каждый родитель мечтает, чтобы у него вырос вежливый ребенок. Ведь во взрослой жизни вежливому человеку гораздо проще добиться расположения окружающих, а значит, легче достичь успеха в выбранном деле. И, конечно, все мы понимаем, что уроки вежливости надо усвоить еще в раннем детстве, когда формируется характер будущей личности.
Практически с самого рождения малыш впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. В том числе, манера общения между мамой, папой, бабушкой, дедушкой
становится для него в первые годы жизни эталоном поведения. Первые уроки вежливости малыш получает именно от близких людей. Если в семье принято
с пробуждением желать друг другу доброго утра, благодарить маму за приготовленную пищу, сопровождать свои просьбы словом «пожалуйста» и т.д., то для ребенка будет вполне естественно употреблять вежливые слова, как только он научится говорить.
В первые годы жизни малыш пользуется вежливыми словами еще не вполне осознанно, а лишь подражая взрослым. В три года обычно наступает кризисный период в жизни ребенка, очень часто в это время можно наблюдать агрессивное поведение. Родители в недоумении: куда же подевался их вежливый ребенок, почему он превратился в грубияна и забияку? На самом деле это нормальное явление, малыш исследует границы дозволенного, ему просто нужно помочь эти границы
определить. В этот период на каждую грубую выходку следует реагировать одинаково твердо и неодобрительно, а за вежливые, учтивые поступки
ребенка нужно обязательно хвалить, тем самым вы дадите понять своему малышу, какое поведение наиболее приемлемо, а какое нет.
Иногда у малыша вызывает искреннее недоумение поведение взрослых, когда они, например, здороваются с человеком, о котором вчера довольно
нелестно говорили между собой. Ведь вы же всегда внушали ребенку, что обманывать плохо, а тут желаете здравствовать неприятному для вас
человеку. В подобном случае нужно будет объяснить малышу, что вежливый человек вежлив со всеми вокруг. К тому же человек, о котором шла речь,
вовсе не такой уж и плохой, просто вы обсуждали какую-то определенную черту его характера, которая вам не нравится.
Перешагнув четырехлетний возраст, ребенок уже более осознанно усваивает уроки вежливости. Теперь он не просто пассивный наблюдатель, он становится критиком и судьей. Все поступки окружающих его людей, в частности сверстников в детском саду, он оценивает с точки зрения своего понимания что хорошо, а что плохо. В это время вы можете услышать от него частые жалобы на то, что кто-то из ребят его толкнул и не извинился, или не сказал спасибо за то, что он поделился конфетой, или на что-то еще, что, по мнению ребенка, следует осудить. Не пугайтесь, ваш ребенок вовсе не стал ябедой. Просто он на подобных примерах пытается понять, правильно ли он понял норму поведения среди людей. Если вы подтвердите, что поступок, который он осуждает, действительно некрасивый, то для себя малыш сделает вывод, что ему так поступать не следует. Если же отмахнетесь или пожурите за то, что он ябедничает на товарищей, ребенок будет в растерянности, как себя вести в подобной ситуации. К пяти-шести годам обычно ребенок уже усваивает основы поведения. Именно в этом возрасте, при правильном воспитании, в нем проявляются черты вежливого человека, которые заметны окружающим и приятны родителям. Однажды в общественном транспорте довелось наблюдать такую картину.
Усталая мама ехала с мальчиком лет пяти-шести. Когда они стали выходить, малыш вышел первым и подал маме руку, мама, приняв его помощь, сказала:
«Спасибо, сынок». Все пассажиры с умилением смотрели вслед этой парочке. Видно было, что в этой семье – норма проявлять заботу друг о друге и пользоваться вежливыми словами. Но не огорчайтесь, если ваш ребенок иногда забывает какое-нибудь правило вежливости, просто тактично, ненавязчиво напомните ему об этом. Ребенок должен понимать, что вежливость проявляется не только в словах, но и в поступках. И тут тоже необходим личный пример и подсказка родителей. Например, папа может вполголоса сказать ребенку: «Маме нужно отдохнуть. Пусть она немного поспит, а мы с тобой не будем шуметь, тихонько поиграем во что-нибудь». Если попробовать вывести формулу воспитания вежливого ребенка, получится примерно следующее: личный пример + постоянные упражнения + подсказка норм поведения + поощрение за хорошие поступки + единство всех членов семьи в вопросах воспитания.

Вежливость - одно из самых лучших качеств человека. Если у человека нет навыка вежливого общения, то ему будет очень трудно произвести впечатление на людей. Поэтому многие родители учат своего ребенка быть вежливым уже с раннего детства. Многие дети очень быстро осваивают «вежливые уроки», а некоторым это дается тяжело. Как воспитать ребенка вежливым?

Что же такое вежливость?

Быть вежливым ребенка научить очень легко. А, что родители понимают под этим словом? Каждые родители понимают «вежливость» совершенно по- разному. У каждого свое представление о вежливом человеке, каким они и хотят седлать своего ребенка.

Видите, как по-разному родители понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Некоторые родители считают, что ребенка нужно учить быть вежливым с пеленок, а некоторые про пятилетнего ребенка скажет, что он еще маленький и ничего не поймет. Но, конечно же, больше правы те, кто предлагают начать «уроки вежливости» уже с пеленок, и вот почему. Малыш уже с первого дня своей жизни начинает воспитываться, и все быстро запоминает. Тот путь, который проходят дети от маленького человечка и до человека, который с легкостью сможет общаться с окружающими людьми. И тогда то, как раз закладывается вежливость.

Приветственные слова
У ребенка в словарной речи появляются вежливые слова. Но словарь ребенка может пополняться лишь в том случае, если при ребенке так разговаривают взрослые. Если же такого нет, то вежливости вы от ребенка не скоро дождетесь. Ребенок уже в 2 года может произнести такие слова. Какое же слово он должен сначала узнать? Это слова приветствия «здравствуй». Это,наверное, самое главное слово, которое должен знать ваш ребенок. Научите своего ребенка таким словам как: «извините», «пожалуйста», «до свидания», «спасибо». Это минимум слов, которые должен знать трехлетний ребенок и, конечно же, правильно их употреблять в речи. И постепенно продолжайте расширять лексикон слов. Будет очень хорошо, если 6- летний ребенок знает от 10 до 15 вежливых выражений. Начинайте учить своего ребенка вежливости в возрасте после 3-х лет. Потому что в 3 года ребенок переживает «кризис» и может стать невежливым, но это конечно временно, если его вовремя исправить.