Успешная адаптация ребенка к доу. Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Признаки благоприятной адаптации ребенка к доу

Размещено на http://www.allbest.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

Контрольная работа по дошкольной педагогике

Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения

Студентки 3 курса ОЗО

Группы 304

Хортовой Ольги Павловны

г. Челябинск

    Введение

    Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни

    Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации

    Группы адаптаций

    Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации

    Педагогические правила введения детей в условия общественного воспитания

    Новые подходы к адаптации детей

Заключение

1. Введение

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Что же такое адаптация? Адаптация или приспособление – это процесс активного взаимодействия организма с внешней средой. Кроме биологической адаптации (приспособление к существованию в определённых климатогеографических условиях) нужно уметь приспосабливаться и к социальным условиям. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Для ребёнка детский сад – это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения.

Мне эта тема особенно близка, так как я работаю с детьми от 1 года до 2 лет. Период адаптации проходит не легко. Все дети очень разные, я стараюсь найти подход к каждому. На эту тему и будет моя контрольная работа.

2. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приёма детей в ДУ. Практикуется работа с родителями, знакомство с ребёнком до поступления в ДУ, внедряется одинаковый режим дня в ДУ и в семье и т. д. Для того, чтобы по - настоящему управлять поведением детей в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знаниях возрастных особенностей развития ребёнка. Прежде всего, надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Он нуждается в бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье является одной из главных задач ДУ.

Малыши, которые только что поступили в детский сад, особенно подвержены заболеваниям. Родители должны особое внимание уделять закаливанию своего малыша. Воспитатель, в свою очередь, должен соблюдать все правила гигиены, следить за одеждой малыша (вовремя менять мокрую, грязную одежду), не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки.

Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. За первый год ребёнок прибавляет в весе около 7 кг, вырастает на 25 см. К двум годам вес достигает 12 – 13 кг, рост 85 – 86 см.

В первые месяцы ребёнок только учиться держать головку, а в один год уже ходит, к двум годам овладевает основными движениями, в три – учится согласовывать свои движения при ходьбе и беге с другими детьми. Очень быстро растёт словарь ребёнка: 10 – 12 слов к концу первого года – и 1200 – 1500 слов к трём годам.

Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток на физическое состояние ребёнка и его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность должна учитываться воспитателем.

Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми.

С первых дней жизни начинают развиваться навыки общения с взрослыми: ребёнок отвечает улыбкой на улыбку. Плачем выражает своё желание поесть или протестует против неприятных процедур. Во второй половине года взрослые включают в общение с ребёнком предметы и игрушки и показывают действия с этими предметами.

На протяжении первых лет жизни меняется характер действий с предметами. Дети второго года жизни занимаются разборными игрушками, любят возить каталки, играть с мячами, кормят кукол, укладывают их спать. Дети третьего года жизни действуют с предметами более разнообразно.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроения у детей – одна из важных задач. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Разумная занятость – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.

Дети первых лет жизни быстро утомляются. Обязательным условием предупреждения утомляемости является организация режима дня. Переутомление может способствовать возникновению невроза: может повысится температура, появиться сыпь, « гусиная» кожа; дети начинают чаще мочиться, бледнеют или краснеют.

Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребёнок, окружённый добротой, лаской, становится более общительным. Малейшие изменения в тоне взрослого ребёнок чувствует и видит. Очень важно, чтобы воспитатель был спокоен и доброжелателен.

В период адаптации очень важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребёнка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, расширять все стороны речи ребёнка – понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.

Введение

1. Адаптация детей в ДДУ

2. Организация адаптационного периода

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлении в ДДУ

Заключение

Литература


Введение

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

проблема адаптация ребенок дошкольное учреждение


1. Адаптация детей в ДДУ

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

1. В яслях - 7-10 дней

2. В детском саду в 3 года - 2-3 недели

3. В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери.

Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

Нервно психическое развитие;

Черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.


2. Организация адаптационного периода

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них: - работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;

Совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;

Недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;

Совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.

Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлению в ДДУ

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?

Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей все-таки склоняются к варианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.

И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее, малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимыми игрушками и сказками. Что же происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?

На все эти вопросы мы и постараемся найти ответы в нашей статье.


Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

  1. Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  2. Снижение или потеря аппетита.
  3. Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  4. Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  5. Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  6. Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  7. Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  8. Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  9. Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!


Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

Такой ребенок:

  • входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
  • смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
  • может при необходимости попросить о помощи;
  • сам способен завязывать контакты;
  • может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
  • находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
  • в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
  • принимает установленные правила поведения;
  • нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
  • умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.

Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

  • соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
  • после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
  • адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
  • может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации малыш:

  • не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
  • встревожен, замкнут;
  • не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
  • не может развернуть игру;
  • пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.

Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

  • темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
  • состояния здоровья крохи;
  • обстановки в семье;
  • уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.


Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:

  • самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться;
  • пользоваться горшком;
  • пользоваться носовым платочком.

Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:

  • 7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
  • 8-30 – время прихода в садик;
  • 8-40 – прием завтрака;
  • 10-30 –12-00 – прогулка;
  • 12-15 – 12-45 – обед;
  • 13-00 – 15-00 – дневной сон,
  • 15-30 – полдник.

Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей - обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.

23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

Список «табу» для родителей

  1. Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  2. Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  3. Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  4. Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  5. Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  6. Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  7. Нельзя водить в садик больного ребенка.

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!

Анна Кутявина

Проблема успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Эта традиция имеет множество субъективных оснований. Вместе с этим, исследования И.С. Ильиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк и других ученых убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым относится поступление в детский сад.
"При попадении в особую микросреду, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром, возникает проблема адаптации к ДОУ". Дети часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). "Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности)".
Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития. Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет.
"Любая адаптация-это приспособление индивида к новым условиям существования". Адаптация делится на биологическую и социальную. Биологическая-изменение физиологической активности органов систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда-помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.
Социальная адаптация- формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. «Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации».
Цель адаптационного периода - благоприятное приспособление малыша к новым условиям его существования.
Задачи:
1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.
Если психолог, логопед, воспитатель, помощник воспитателя и все участники педагогического процесса ДОУ, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе- тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.
По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года-2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте-1 месяц.
«Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида : легкая, тяжелая и средняя». Тяжелая адаптация может длится месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо –резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто более, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв- страх-стресс-срыв адаптации-болезнь.
Второй тип адаптации-легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя адаптации физиологические «срывы» все возможны. И последний тип адаптации- средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но не надолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние. «К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков".
Для того чтобы проблема адаптации не стояла остро, для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.
Еще одной характерной особенностью детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2-3 лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. «Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность». Чтобы адаптация ребенка детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.
1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).
2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует заранее проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование.
3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.
4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться.
5. Следует в присутствии ребенка не высказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.
В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.
Детей, которые, по прогнозам, легко привыкнут к детскому саду, можно начинать приводить на время с начала работы группы (7.00) до дневного сна (12.30-13.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка.
Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму.
Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.
Среди них можно выделить следующие (Т.В.Костяк):
1. Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному. Находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе- в уголке для игр с песком).
2. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей);.
3. Подвижные игры-забавы, основная цель которых- доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.
4. Все виды театра-настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми. Ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральным персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
5. Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных (2), в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Одно из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у ребенка 2-3-х лет является ориентирование в среде, в которой он находится. При попадании в новые условия дети оказываются дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности.
Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения-туалетную комнату, спальню. Поэтому удобные для ребенка более старшего возраста методы ознакомления с обстановкой (экскурсия, беседа, дидактические игры) для детей раннего возраста имеют ограниченное применение. Наиболее эффективны для снижения риска возникновения стрессовой ситуации будут следующие факторы:
Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с одним помещением, частью группы (уголком экспериментирования, творчества, игровой зоной и другими). Привнесение (насколько это возможно) в обстановку группы знакомых ребенку предметов- игрушки, подушки, книги, коврики. Детей раннего возраста в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что «чужие». Ребенок тяготеет к тому, что ему привычно.
Таким образом , адаптация ребенка к детскому саду-очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем-не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

Каролина Кудрявцева
Адаптация детей в ДОУ

Адаптация детей в ДОУ

«Пусть детский сад подарит тебе Дом.

Дом, где есть тепло и много света,

где в окне приветная свеча,

где есть лад, открытость и секреты,

где не обижают сгоряча».

Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1, 5 лет/

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализации которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.

Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие.

Я хочу обратить внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Потому что, считаю о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптация ) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. В научных исследованиях различают такие степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :

1. Легкая адаптация :

Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

Временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) .

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации , как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, рекомендуется готовить ребенка к посещению детского сада заранее.

Проводят первое собрание родителей (например, в мае) дети, которых в сентябре пойдут в детский сад. На нем воспитатели той группы, которую должен посещать ребенок и психолог совместно обговаривают время индивидуальных встреч с родителями и их ребенком, можно по разрешению родителей посещать их дом, познакомится с ребенком; вторую и третью встречи играя с ребенком в сюжетно – ролевые игры в дочки матери (если девочки) игры с машинками, животными, кубиками и конструкторами и т. д. (если мальчики) . В результате и дети и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу. В начале учебного года (сентябрь) в первые дни дети находятся в детском саду лишь несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания в детском саду.

После представления нового члена детского коллектива рекомендуется проводить серию игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище : «Давайте познакомимся!» , «Назови друга ласково» , «Чей голосок?» . После игр направленных на знакомство, игры на территории детской площадки : «Карусель» , «Надень и попляши» .

Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме : «Расскажи стихи руками» , «Найди игрушку» , «Чьи вещи» .

В организацию адаптационного периода можно включать элементы и театрализованной деятельности : например,

Показ настольного театра «Теремок» ,

Инсценирование потешки «Курочка Ряба»

Игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода нужно проводить игровые занятия, основными задачами которых являются : преодоление стрессовых состояний у детей , эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как : «Уложим куклу спать» , «Ох красивый теремок – очень-очень он высок» , «Устроим кукле комнату» , «Купание куклы Кати» , «Встреча с доктором Айболитом» , «Рассмешим наши игрушки» .

I. Закаливание воздухом :

Утренний прием на свежем воздухе;

Воздушные ванны с упражнениями;

Воздушные ванны;

Солнечные ванны;

Прогулка в холодную погоду;

Постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима

II. Закаливание водой

Умывание в течение дня прохладной водой

Постепенное обучение полосканию рта прохладной водой по мере прохождения адаптационного периода , питье прохладной кипяченной воды;

Ходьба по корригирующим и массажным коврикам;

III. Дополнительные закаливающие процедуры :

Сохранение домашних привычек;

Элементы самомассажа;

Пальчиковая гимнастика;

Хождение босиком.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку .

При общении с семьями воспитанников необходимо учитывать типы семейных отношений, стремится сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации .

Основными формами работы детского сада и семьи является :

Консультации;

Анкетирование;

Родительские собрания;

Выставки;

Посещение на дому;

Папки передвижки.

Родительское собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» лучше проводить в нетрадиционной форме, например, слайды в виде презентации, в котором продемонстрированы режимные моменты в течении всего дня. В заключении собрания провести анкетирование. Разработать Памятки и рекомендации для родителей.

С целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению можно организовать клуб для родителей «Малышкина школа» . Основные задачи работы клуба будут :

Установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;

Обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей ;

Знакомство родителей с режимом дня в ДОУ, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, организовать проведение диагностики физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовать следующие методы :

Изучение карт здоровья детей – это позволит составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

Анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, прирученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.

Наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ , определить степень тяжести ее протекания.

Все наблюдения за ребенком оформлять в листах адаптации , которые по окончании подшивать в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития.

Систематическое педагогическое воздействие позволяет формировать у детей раннего возраста эстетические мерки в результате усвоения норм правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я» . Показателями окончания адаптационного периода являются : спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился .