Ребенок плохо читает и пишет с ошибками. Что делать, если ребёнок пишет с ошибками Версия для слабовидящих. Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в невнимательности, рассеянности или лени. Но проблема намного глубже.

Эта проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой целую вереницу непростых последствий.

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха - нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

Дислексия - это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения - ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как видите, путание букв при чтении и письме может привести к довольно серьёзным последствиям. Поэтому крайне важно вовремя заметить проблему и принять меры. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее и проще для ребёнка пройдёт коррекция. Он догонит своих сверстников и сможет нормально усваивать школьную программу.

Симптомы реальной проблемы

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения - дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Причины возникновения нарушения

  1. Речедвигательный - отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой - отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный - определяет нужную букву.
  4. Двигательный - определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов - всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто - он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.
Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения - подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

Несмотря на изобилие подгузников разной ценовой категории, наличие стиральных машинок практически в каждой семье, многие родители с нетерпением ждут, когда малыш начнет ходить на горшок без промахов. Масла в огонь подливают рассказы мам сверстников, которые хвастаются успехами своих детей. Часто можно услышать рассказы, как грудничок перестал делать в возрасте 6 месяцев.

На деле считается нормой, если ребенок писается до 18-24 месяцев. Только после этого возраста он начинает овладевать выделительными процессами. При этом промахи могут наблюдаться еще достаточно долго. Перемерзнув или заигравшись, малыш может сделать мокрое дело в штаны и в 3 года, и в 4, а в некоторых случаях и позже.

Ребенок ночью писается

До определенного возраста выделительная система у детей несовершенна и не поддается контролю. Организм развивается постепенно. Созревает нервная система, совершенствуются двигательные навыки, малыш учится осознанности. Обычно готовность к приучению к горшку приходит в возрасте 1,5-2 года. Все успехи, которые наблюдаются ранее, объясняются простым подлавливанием родителей, но никак не осознанным контролем мочеиспускания.

При этом нельзя забывать, что каждый организм уникален. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, как ни торопи события. Ребенка нужно принимать таким каким он есть, не сравнивать его со сверстниками. В погоне за новыми умениями можно навредить. Раннее приучение к горшку с криками и скандалами приведет к психологической травме и вызовет неприятие у малыша. Но и пускать на самотек это дело не следует. Важно мягко обучать ребенка, показывать, как и куда правильно справлять нужду.

Причины ночного недержания мочи у детей

Существует множество факторов, которые влияют на процесс мочеиспускания, и особенно уязвимы к ним дети. Малейший стресс или болезнь могут привести к утрате новых навыков или вызывать задержку их развития. Среди наиболее распространенных имеют место следующие причины недержания:

  1. Психологические. Если внезапно ребенок начал писаться ночью, то, скорее всего речь идет о стрессе. Его может вызвать смена привычной обстановки (поход в детсад, рождение братика), неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи (развод родителей, конфликты).
  2. Запрет на выражение эмоций. Если ребенка часто ругают за пописы мимо горшка, то он постоянно находится в страхе. Ослабевает контроль над собственным телом, оплошности учащаются, что еще больше усугубляет ситуацию.
  3. Физиологические проблемы. Это могут быть особенности строения мочевыделительной системы (малый объем мочевого пузыря), чрезмерное употребление жидкости, неврологические заболевания или инфекции.

Мнения врачей о причинах недержания мочи у детей

Официальная медицина в лице доктора Е. О. Комаровского, говоря о неконтролируемом мочеиспускании, подразумевает систематические эпизоды (3 раза в месяц и чаще). Разовые случаи считаются нормой даже для 7,8 лет.

Различают 5 основных причин энуреза: физиологическая при недостаточном развитии центральной нервной системы, невротическая при проблемах психологического характера, ситуативная при переполнении мочевого пузыря, инфекционная при болезнях мочевыделительной системы и эпилептическая, вызванная приступами. В первых 4 случаях недержание хорошо поддается лечению.

Что делать, чтобы ребенок перестал писать в постель, как реагировать

Первое, что нужно понять родителям – это то, что малыш не может в полной мере осознать своего поступка. Он не видит проблемы, в том, что он пописал в постель либо куда-то еще. Иногда это даже вызывает некоторый интерес.

Ребенок познает мир разными способами. Задача родителей, объяснять и учить, как делать можно, а как нельзя. При этом очень важно сохранять душевное спокойствие. Не существует ребенка, который понимает все с первого раза. Если вы будете ругать его или наказывать, это вызовет лишь стресс, потому как малыш не понимает, что в его поступке плохого.

Нужно ли одевать подгузник на ночь

На этот счет нет единых рекомендаций. Некоторые родители вовсе не пользуются подгузниками с рождения. Если же взрослые не видят в этих средствах гигиены ничего дурного, и они отлично подходят малышу, то можно практиковать подгузник на ночь до 2-3 летнего возраста.

Если же по каким-то причинам использовать подгузник больше не хочется, можно начать отучать от него. Некоторые дети возрастом старше 1,5 лет перестают писать ночью. Другие могут ходить по-маленькому 3-4 раза. В любом случае нужно будет позаботиться о сохранности постельного белья и матраса и постелить специальную медицинскую клеенку. Время от времени эксцессы происходят с каждым малышом.

Будить ночью на горшок или не стоит

Поначалу родителям придется вставать ночью. Детей, которые сразу терпят до утра, единицы. Особенно часто могут писаться малыши, которые пьют много жидкости перед сном. В этом случае стоит разбудить ребенка через час после засыпания, а затем еще раз через 3-4 часа (время второго пописа индивидуально). Или можно не будить малыша на горшок, но тогда придется вставать уже для того, чтобы сменить мокрую постель и одежду.

Как понять, что развился энурез

Энурез – это заболевание, характеризующееся недержанием мочи, и дети являются основными его носителями (95%). В большинстве случаев он проявляется во время сна (более, чем у 75% носителей), менее распространен во время бодрствования. Причина недержания в каждом случае определяется индивидуально.

Диагноз энурез может быть поставлен не раньше 5 лет.

На развитие энуреза указывает также внезапно начавшееся недержание мочи, например, когда ребенок начал писаться в 4 года, хотя до этого длительное время успешно ходил в туалет.

Что делать, если ребенок 5-6 лет писается ночью

При недержании мочи у ребенка старше 5 лет следует обратиться к участковому педиатру. Дальше педиатр направляет к узким специалистам – урологу, неврологу, психологу. После всех консультаций и комплексного обследования будет выявлена причина, почему ребенок писается, и назначено соответствующее лечение. Терапия энуреза может включать в себя прием лекарственных средств, физпроцедуры, соблюдение диеты. Особое внимание уделяется энурезному будильнику, которые предполагает справление нужды через определенные промежутки времени.

Ночной энурез является наиболее распространенным среди детей. Чтобы с ним справиться, медики советуют родителям прислушаться к следующим рекомендациям:

При этом очень важно не стыдить малыша за оплошности, а наоборот, внушать уверенность в собственных силах. Хвалите его за «сухие» ночи, и постепенно они станут закономерностью.

Лечение народными средствами в домашних условиях

Народные способы лечения детского энуреза разнообразны, и судя по отзывам, в некоторых случаях эффективны. Так, ребенку можно давать по кусочку соленой сельди перед сном, делать внушение, что он крепко заснет, но ровно до момента, когда захочется в туалет. Также предлагается накладывать имбирные компрессы на низ живота (сок с водой 1:3), готовить различные травяные отвары.

Травы, которые можно использовать, если ребенок писается

Для лечения детского энуреза используют боярышник, подорожник, зверобой, золототысячник. Предлагаем ознакомиться с наиболее популярными рецептами:

  1. Столовую ложку листьев подорожника залить стаканом кипятка, через 20 минут процедить. Принимать перед каждым приемом еды по столовой ложке.
  2. Смешать по чайной ложке золототысячника и зверобоя, заварить 200 мл крутого кипятка. Пить вместо чая.
  3. Сухие листья брусники в количестве 4 столовых ложек залить 0,5 л воды, прокипятить на медленном огне 7 минут, еще 40 минут настоять. Процедить и принимать по 200 мл перед приемом пищи трижды в день.

Следует помнить, что курс лечения травами длительный, от 2 недель до нескольких месяцев. Одновременно важно исключить из рациона все мочегонные продукты и питье: зеленый чай, отвар шиповника, арбузы, сельдерей, спаржу и т. д.

Профилактика энуреза у детей

Чтобы избежать развития энуреза у ребенка родителям рекомендуется своевременно отучать малыша от подгузников. Как правило, это время наступает около двух лет. Обучение элементарным правилам гигиены должно происходить спокойно. Очень важно оберегать ребенка от стресса. Если в семье появляется братик и сестричка, старшего малыша необходимо подготовить заблаговременно. К профилактическим мерам энуреза также относится своевременное лечение заболеваний мочевыделительной системы. Если ребенок часто писает, жалуется на боль при мочеиспускании, его нужно показать врачу.

Абсолютно все дети до определенного возраста писаются, это естественно. Также естественным является желание родителей поскорее избавиться от лишней стирки и неприятно пахнущих ковров. Но торопить события в таком щепетильном моменте все же не следует. Если мама и папа будут психовать, кричать, это вызовет у ребенка лишь стресс, который, кстати, часто является причиной настоящего энуреза у детей старшего возраста. Поэтому только внимание, ласка и мягкое направление, и ребенок вскоре научиться контролировать свое тело.

Наталья, г. Ставрополь

Известна ли Вам ситуация, когда ребёнка годами учат писать по обводке, а результата не видно, ребёнок не может научиться писать? При этом, ребёночек непоседлив, невнимателен. Возможно, у него даже стоит диагноз « синдром двигательной расторможенности» или «СДВГ». При таких диагнозах часто бывает нарушение зрительно-пространственной ориентации и конструктивного праксиса. Младший школьник уже давно научился читать, но письмо очень отстаёт. Или же вам более знакома ситуация, когда малыш очень поздно взял в руку карандаш и, когда его сверстники уже вовсю пишут буквы, он только учится раскрашивать? Его пальчики, скорее всего, слабы, а движения некоординированы. Или же, наоборот, ручка вашего ребёнка постоянно находится в гипертонусе (например, при), и это не дает ему научиться писать. Также мешать процессу письма может писчий спазм.

Не зря в программе детского дошкольного учреждения нет такого предмета, как письмо, а есть подготовка руки к письму. Предполагается, что ребёнок приходит в первый класс уже готовым к обучению письму. Но ребёнок с особенностями развития может не овладевать определёнными ами в установленные сроки, и в 1-м классе ещё находиться на подготовительном этапе, нуждаться в развитии мелких мышц кисти, внимания, зрительно-пространственных представлений и конструктивного праксиса. Педагог начальной школы пишет карандашом буквы в рабочей тетради, чтобы ребёнок их обводил. Школьнику предлагают брать в руку ручку вместо карандаша, ибо по возрасту уже положено писать ручкой и непременно в школьной тетради. А воз и ныне там. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо разобраться, что именно не даёт вашему ребёнку овладеть навыками письма. По какой причине возникают трудности и что с этим делать? Как научить ребёнка писать? Постараемся в этом помочь, рассмотрев отдельно каждую проблему и способы её преодоления.

1. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Пальчикам не хватает сил, чтобы держать ручку и карандаш. Ребёнок держит их неправильно, при этом движения руки не координированы. Малыш выходит за линию при письме, за контур предмета при раскрашивании.

2. Нарушена зрительно-пространственная ориентация. Ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не может сообразить, где верхний правый угол, а где нижний левый. И, следовательно, не сможет написать, к примеру, печатную букву А, ведя линию сначала в нижний левый угол, а потом в нижний правый.

3. Дефицит внимания. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что делает. Может быть такое, что рукой ведёт линию в тетради, а глаза в этот момент смотрят совсем не туда.

4. Нарушен конструктивный праксис. При письме, чтобы получить букву, необходимо собрать воедино множество палочек-крючков. Ребёнку, который не умеет что-либо строить из конструктора, кубиков, палочек, спичек справиться с таким заданием очень сложно.

Для развития мелкой моторики и укрепления детских пальчиков используем, конечно же, пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с фасолью, горохом, другими природными сыпучими материалами.

Научившись захватывать большим и указательным пальчиками горошинку, фасолинку или изюминку, ребёнку будет значительно проще правильно взять в руку карандаш и удерживать его. Пособия для таких игр можно изготовить самостоятельно или подобрать среди подручных материалов. Например, в капроновой крышке можно сделать отверстия для горошинок и наполнять горохом или фасолью банку. Прекрасно для этих целей подойдёт жестяная банка с капроновой крышкой от недорогого кофе. Саму банку можно как-нибудь интересно декорировать. Мне повезло-я нашла уже готовую банку с дырочками в крышке, предназначенную для хранения букв из флексики. Также можно опускать фасолинки и изюминки в пластиковую бутылку, предварительно сделав из неё «куколку» и прорезав «ротик». Итак, ребёнок научился брать пинцетным захватом мелкие предметы. Самое время предложить ему задание посложнее-обычные бельевые прищепки. Надевая их на предварительно вырезанный круг из цветного картона, можно сделать «солнышко», если хорошенько потрудиться. От этого задания пальчики, конечно же, устанут. Не забудьте дать им отдых. После нескольких месяцев таких упражнений ребёнок с даже слабыми пальчиками сможет взять в свою ручку карандаш и начать раскрашивать. Обратите, чтобы малыш сразу захватил карандаш правильно. Помочь ему в этом может так называемая «»--специальная насадка на карандаш и ручку. Она выпускается для правшей, левшей и для деток с ДЦП. Насадка не только учит правильно держать ручку, но и предохраняет руку ребёнка от преждевременной усталости.(фото4) Ребёнок начал «калякать» на бумаге и раскрашивать…Предоставим ему крупные простые раскраски, для начала-с объёмным контуром. Вы можете сэкономить деньги на таких раскрасках, изготовив их самостоятельно. Для этого потребуется купить в канцелярском магазине глиттер с золотыми или серебряными блёстками и намазать им контур обычных раскрасок. Несмотря на то, что малыш уже держит карандаш и справляется с раскрашиванием, его пальчики всё ещё нуждаются в упражнениях. На этом этапе идеально подойдёт маленький мячик, помещающийся в детскую ручку. Такие мячики различной расцветки продаются сейчас в каждом магазине игрушек. Предлагаем ребёнку пять раз сжать мячик рукой как можно сильнее и бросить его вам. Затем вы сжимаете мяч пять раз и передаёте его ребёнку. Итак, ручка малыша стала сильнее и увереннее. Он уже раскрашивает, не выходя за объёмный контур рисунка. Глиттер нам больше не нужен. Предоставим ребёнку возможность раскрашивать теперь рисунки с обычным контуром. Единственное условие-они должны быть несложными и достаточно крупными, но не настолько, чтобы ребёнок устал, пока раскрасит до конца. Если же ваш малыш вообще не хочет браться за рисование и раскрашивание, но с удовольствием наблюдает за тем, как это делаете вы, позвольте ему наблюдать и рисуйте бесконечно много. Рано или поздно его ручка всё равно потянется к карандашу. К раскрашиванию и играм с «сыпучками» полезно подключить лепку из пластилина. Постарайтесь в самом начале не испугать ребёнка сложностью заданий. Лепите колбаски и шарики, просто называя цвета, ровно столько, сколько это будет интересно ребёнку. Даже простое отщипывание мелких кусочков пластилина от большого бруска-это уже укрепление пальчиков. Наступает момент, когда можно предложить ребёнку совершить свой первый маршрут карандашом по специальным тренировочным дорожкам. (фото6). Вначале я тоже предлагаю сделать их контур объёмным, используя глиттер. После обычных дорожек переходим к крупным буквам, внутри которых есть пунктир. (фото7). Постепенно уменьшая размер таких букв, в конце концов, отказываемся от контура вообще и оставляем только пунктир. Теперь это уже обыкновенные прописи для дошкольников с печатными буквами. Отработать написание букв, как печатных, так и прописных, помогут сенсорные дорожки (фото8).

Для развития зрительно-пространственной ориентации используются специальные «диктанты» , когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.

Существуют графические диктанты для тетрадей в клеточку, где нужно отсчитывать количество клеточек в определённом направлении, получая в результате картинку (фото9) Также полезно, держа в своей руке руку ребёнка, писать печатные буквы, проговаривая при этом направление движения ручки или карандаша. К слову, хочу заметить, что вначале ребёнок учится писать карандашом, потом ему дают гелевую ручку, не требующую нажима, и только потом-шариковую. Для развития зрительно-пространственной ориентации используют и специальные упражнения типа «закрась красным цветом флажки, повёрнутые вправо, а жёлтым--влево». Начинать учить ребёнка ориентироваться в сторонах и направлениях нужно гораздо раньше, нежели приступите к обучению письму. Сначала изучаются правые и левые конечности своего тела, потом невзначай показываем на странице книги, как пушкинский кот учёный ходит то направо, то налево.

Для развития концентрации и устойчивости внимания используются виды деятельности, которые способны на время удержать внимание каждого конкретного ребёнка. Например, наклеивание букв и цифр, попеременное чтение-наклеивание-раскрашивание. Применяют упражнение-следить за секундной стрелкой. Если у ребёнка проблемы с письмом именно из-за дефицита внимания, необходимо помогать ему, сопровождая своим голосом движение его руки. Комментируем чётко, громко, выразительно: «Палочка вверх, палочка вниз, крючок». Приучаем ребёнка к тому, чтобы после написания буквы он назвал её. Тогда он будет стараться держаться во внимании, а не машинально водить ручкой по бумаге. Если идёт о добукварном периоде, и малыш пишет палочки, то подсказываем ему: «Сверху вниз! Сверху вниз!» Поможет тут и такая игра.

Сначала ребёнка просят найти нужную букву и положить её поверх такой же буквы в слове. Потом кружочек с буквой ищем и кладём внизу, под имеющейся на карточке буквой, создавая таким образом своё слово в нижнем ряду. Можете проверить, что при выполнении этого задания, направленного на овладение письменной речью, ребёнок отвлекаться не будет. Способствуют развитию внимания и обычные ические упражнения для языка--артикуляционная гимнастика.

Для развития конструктивного праксиса ребёнка,конечно же, знакомят с разного рода конструированием, просят сложить из спичек или счётных палочек геометрическую фигуру, букву, найти на бумаге необходимые элементы для определённой буквы. Потом-соединить между собой точки. Для начала предлагаем соединить две точки, затем несколько. Заодно отрабатываем и координацию движения руки, и концентрацию внимания. Если движения очень плохо координированы, то точки сближаем постепенно, в конце концов достигая того, что они превращаются в пунктир, по которому пишется буква или её элемент. При этом, мы напоминаем ребёнку, что двигаться нужно чётко от точки к точке.

Нужно отметить, что нарушение письменной речи, о котором мы ведём речь в этой статье, это моторная дисграфия.

И самое главное, хоть и лично моё мнение. Если ребёнок уже читает и может складывать слова из букв магнитной азбуки, то не стоит тормозить его развитие, проводя немыслимое количество времени над выписыванием букв. Сажайте его за компьютер и пусть печатает. Ведь печатание-это тоже письменная речь. Можно печатать упражнения, диктанты, письма. В конце концов, 21век на дворе!

Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение письменной речи у ребенка - как бороться?

Когда страдает устная речь - тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь - требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда - "лучше учить". А иногда - и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово - дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика...

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего - если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" - "кто", вместо "пришёл" - "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно - "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк - мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

И лечение

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну - и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё - объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное - верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки - могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" - "лома", вместо "порох" - "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" - крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён - почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. пропуски гласных букв: всят - висят, комнта - комната, урожй - урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата - комната, вей - всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки - стрелки,
  4. замена гласных: пище - пищу, сесен - сосен,люгкий - легкий;
  5. замена согласных: тва - два, роча - роща, урошай - урожай, бока-зываед - показывает
  6. перестановки букв и слогов: онко-окно,
  7. недописывание букв и слогов: чере - через, на ветка - на ветках,диктан - диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити - дети, сенег - снег, диктанат - диктант;
  9. искажение слова: мальни - маленький, чайщик - чащи;
  10. слитное написание словд их произвольное деление: два- два, бой-- часов - бой часов, в ся - вся;
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. - Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой - большой , толко - только, мач - мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки - с еловой ветки, появилось трава - появилась трава, огромная бабочки - огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка - с ветки, умчались к чащу - умчались в чащу, сидит стул - сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще - в роще, настене - на стене, на бухни - набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии (риск дизорфографии)

  1. безударная гласная в корне слова: вада - вода, чисы - часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп - зуб, дорошка - дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»?

2.Ребенок должен уметь правильно задания: покажи свое правое ухо,

левую ногу, и т. д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

3.Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие

несформированных понятий «слева» и «права».

2. Чтобы помочь ребенку легче запоминать буквы , рекомендуются следующие приемы :

Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

Лепка ребенком буквы из пластилина.

Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым.

«Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее)

Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие - то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме.

Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона.

Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую.

Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов.

Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре

Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым.

Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв) под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит.

Такие предварительные « отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв.

ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ

Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили » на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.

2.Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр.

3.Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов.

4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

* Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.

* Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.

*Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.

После этого можно переходить к письменным заданиям.

*Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами.

Основной принцип работы всех письменных упражнений, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ДОПУСКАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»?

Логопедические ошибки являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что логопедические ошибки по внешнему проявлению сходны с так

называемыми физиологическими ошибками. Однако логопедические ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время.

Трудности овладением письма у детей могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность.

Как помочь ребенку? Что делать?

*Необходима срочная консультация логопеда или дефектолога.

Только специалист разберется в том, что именно не ладится у Вашего ребенка, какие конкретные он делает ошибки – только так можно найти надежное и безотказное средство их преодоления.

* Строгая целенаправленность занятий со специалистом.

* Правильный подбор речевого материала.

* Последовательность в преодолении ошибок.

* Необходимо учитывать силы и возможности ребенка.

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК!

Интересна реакция на эти ошибки родителей, не знакомых с логопедическими и дефектологическими проблемами. Они просто дают ребенку образцы правильного написания этих слов для неоднократного воспроизведения, что ребенок аккуратно выполняет. Польза от этого мероприятия минимальная, поскольку здесь вообще не затрагивается сама суть проблемы. Ребенок просто-напросто срисовывает написанные родителями слова, но так и не овладевает навыком слуховой дифференциации звуков.


Скверный почерк, корявые буквы, кривые строчки. Дело может быть вовсе не в том, что малыш ленится учиться писать. А в расстройстве под названием дисграфия. Разбираемся, чем можно ему помочь.

Начинается все просто, банально и незаметно. Сначала ребенку трудно держать ложку или вилку. Потом ему становится сложно правильно держать карандаш или ручку. Когда вы доверите ему ножницы, выяснится, что нарезать бумагу – это тоже целая проблема. Дальше – больше. Ближе к школе становится понятно, что ребенку сложно воспроизводить буквы на бумаге. Проблемы с пунктуацией – само собой. И практически в каждом слове – ошибка.

Фото GettyImages

При этом ребенок бегло читает – лучше, чем сверстники. Но писать… Кривые строчки, кривые буквы. Малыш плачет и переживает из-за того, что не в состоянии писать так же быстро и аккуратно, как его одноклассники. Он будет очень стараться, пыхтеть над каждым словом, но все равно в тексте будет куча ошибок, буквы будут смотреть не в ту сторону, а о знаках препинания он забудет вообще.

Это не нежелание учиться, нет. Это расстройство под названием дисграфия. Как отмечает портал Scary Mommy, ученые называют этот недуг болезнью века.

Дисграфия – это одна из разновидностей дислексии, когда у человека трудности с усвоением письменной речи. Ребенку тяжело писать, но не читать и не говорить. Общий уровень его интеллекта может быть не просто на уровне сверстников, но даже выше. Но что такое пунктуация, он понять не в силах. Диагностировать дисграфию сложно. Да и обращаются к врачу только потому, что ребенок плохо пишет, крайне редко. Однако врачи говорят, что дисграфией страдают от 5 до 20 процентов школьников, имеющих проблемы с письмом.

Дисграфия лечится. Врачи советуют заниматься с ребенком побольше, делая акцент на игры, в которых есть задания, связанные с буквами: можно лепить буквы из пластилина, соединять точки, копировать буквы по образцам. Это самая первая ступень терапии: ребенок должен научиться сперва рисовать буквы, а потом и писать их. Только потом можно переходить к орфографии.

Кроме того, специалисты советуют писать печатными буквами, а не прописными – сперва важна отчетливость. К тому же так ребенок поймет, в какую сторону «смотрят» буквы, перестанет их переворачивать, как это часто бывает с буквой И. Можно даже печатать на компьютере.

В общем, в исправлении дисграфии нет ничего сверхъестественного: не понадобятся ни медикаменты, ни специфическая терапия. Но терпения нужно очень много. Поэтому постарайтесь понять, что малыш действительно не виноват. Он старается. Просто у него так работает мозг.

А самое главное – хвалите ребенка за все, что он сделал правильно. Пусть даже за самые простые, пустяковые, но правильно написанные коротенькие слова.