Праздник православный отдание пасхи в году. Отдание Пасхи и Вознесение: когда отмечается, история, традиции. История Вознесения Господня


Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских.

Сщмч. Моки́я. Сщмч. Ио́сифа, митр. Астраха́нского. Свт. Никоди́ма, архиеп. Се́рбского.

Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских, в соединении со службой Триоди .

Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду пред Вознесе́нием, во отда́ние Па́схи».

Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Сла́ва Святе́й…», поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем поется 103-й псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...». («Прииди́те, поклони́мся» не поется.) Совершается каждение всего храма.

По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й – 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На литии стихира храма. «Слава» – святых, глас 8-й: «Яко учи́телие нело́жнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Ра́дуйся, дво́ице свяще́нная…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу…», и прочее.

Календарные заметки:

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
При соединении служб отдания Пасхи и равноапостольных Мефодия и Кирилла можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова… во отдание Пасхи».

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Тро́ице Живонача́льней...», и глас 5-й: «Да ра́дуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, просвети́тели…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. «Пое́м же во вся́кой пе́сни тропа́рь о слепо́м по два́жды. Сла́ва – Тро́ичен, И ны́не – Богоро́дичен... Предпра́зднства же [Вознесения Господня] кано́н зде оставля́ется; и пое́м его́ во вто́рник напреди́» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе).

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просвети́телей на́ших…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...».

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно.

На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви...»; и святых, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем...».

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; и святых, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду...».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и святых: «В па́мять ве́чную...».

Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый...» (с поминовением святых равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 153–155; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 110–111.

Отданием называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения.

Первоначально отдание появилось в IV веке для некоторых великих праздников, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество, но позже церковью было принято решение праздновать отдание после всех великих праздников.

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения.

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.

В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.

Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников. Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием.

В этот день священнослужители облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые ризы. Во время Богослужения они стоят в центре храма. Звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!».

К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон.

С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период. После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут ее в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Царские врата закрываются.

По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход. Но каждый из нас продолжает хранить в душе радость о Воскресении Господа и Его Вознесении, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века». А для того, чтобы в будущей вечной блаженной жизни мы стали причастниками светлой Пасхальной радости в Царствии Небесном, ныне, в жизни земной, нам нужно добрыми делами и благочестием нести людям свет веры Христовой.

Русская православная церковь отмечает Отдание Пасхи - торжество, символизирующее завершение сорокадневного празднования Светлого Воскресения Христова .

Когда празднуется Отдание Пасхи

В 2016 году Отдание праздника Пасхи приходится на 8 июня . Этот же день является кануном одного их важнейших христианских праздников - Вознесения Господня , отмечаемого 9 июня, на 40-й день после Пасхи.

Что такое Отдание праздника

«Отданием» в православии называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящихся много дней. В традиции РПЦ празднование отдания сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздник.

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни в течение нескольких дней пришла в христианство еще из Ветхого Завета. Первоначально отдание многодневных праздников появилось в IV веке и распространялась только на Пасху, Пятидесятницу и Рождество. Позже отдание стали праздновать после всех великих праздников.

Смысл Отдания праздника Пасхи

Отдание праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день, в 2016 году приходящийся на 8 июня, заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова воскресения . В христианстве считается, что все эти сорок дней, до дня своего Вознесения, воскресший Господь присутствовал на земле. (Именно поэтому в христианстве и принято отмечать сороковины по умершему).

Церковь считает, что день Отдания праздника Пасхи - это последний день земной жизни воскресшего Иисуса, когда он явился своим ученикам-апостолам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном.

Как празднуют Отдание Пасхи

В этот день верующие собираются в храме, чтобы последний раз услышать пасхальные песнопения, которые в следующий раз прозвучат только через год. Отдание Пасхи проходит в форме особо торжественного богослужения, включающего в себя также предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, служатся пасхальные вечерня и утреня. Как и на Пасху, службы начинаются со свечами, кадилом, пением стихир и с великим славословием. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы и служат в центре храма.

Как и в первый день Пасхи звучат пасхальные песнопения, и литургия совершается при открытых Царских вратах, также звучит пасхальное приветствие «Христос воскрес!». С этого дня верующие перестают приветствовать друг друга словами «Христос воскрес - воистину воскрес!», как это было весь сорокадневный пасхальный период. По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход.

Следующий день после Отдания Пасхи - один из 12 самых великих праздников - Вознесение Господне .

Воскресение Христово. Фреска трапезного храма Задонского мужского монастыря

Отдание Пасхи совершается в среду 6-ой недели по Пасхе. В этот день заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова Воскресения, и мы последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!» и готовимся встречать грядущий праздник Вознесения Господня.

История праздника

«Отданием» праздника называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников, который имеет свои отличительные черты в Богослужении. Попразднество Пасхи продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и апостолам.

О явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения повествуют все четыре евангелиста.

Особенно подробно описывает третье явление Спасителя на море Тивериадском святой апостол Иоанн Богослов. Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу для большего уверения, что Он воскрес в той же самой плоти, в которой и пострадал на Кресте. Тогда же Господь поручил апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:

«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин 21:15-19).

Святой евангелист Матфей описывает явление Господа, когда Он повелел одиннадцати апостолам собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь, обещая неразлучно пребывать со Своими последователями: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20).

О последней беседе с учениками, перед днем Вознесения, повествуют евангелисты Марк и Лука.

Апостол Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк 16:15-20).

Особенности Богослужения

Церковное Богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью. В этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.

Послепасхальные дни (от праздника Вознесения Господня до дня Пятидесятницы) имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Непреходящей Пасхе будущей жизни, где получим вечное утешение и покой, если потрудимся ради стяжания Благодати Духа Святого в несении жизненного креста.

День Воскресения Христова – один из самых светлых христианских праздников и важнейший в богослужебном году. Его «плавающие» из года в год даты наталкивают на вопрос: какого числа Пасха в 2017 году у православных.

Какие приготовления нужны Пасхой в 2017

Традиционно она отмечается в воскресенье, а перед Пасхой в 2017 году идет Страстная суббота. В этот день подходит к концу Великий пост, который в 2017 длился 48 дней, и заканчиваются все приготовления к празднику. Другое ее название – Тихая суббота. Человек должен провести ее в воздержании от веселья и развлечений, но также и ссор – брань и сквернословие в этот день приравниваются к греху.

Также в субботу занимаются подготовкой крашенок, поэтому ее еще величают Красильной, и пекут куличи. Однако есть блюда, которые готовятся на стол, еще нельзя. Тот, кто постится, может кушать только хлеб, овощи и фрукты в сыром виде, а пьют только воду . Отвечаем на популярный вопрос, когда на Пасху собирается пасхальная корзина – в субботу. Семья сама выбирает, какие продукты она считает нужным освятить, однако обязательно в ней должны быть крашенки и куличи. История праздника и его символизм возрождения жизни также требует приукрасить дом веточками молодых деревцев и цветами.

Вечером верующие отправляются на службу, где в полночь начинается крестный ход. По возвращению домой, они могут отведать пасок и после лечь спать. В 2017 в России Пасха начинается только поздним воскресным утром. Запреты, связанные со Страстной субботой в 2017, связаны напрямую с ее символизмом и теми традициями, которые действуют при подготовке или праздновании религиозных торжеств.

Полный список запретов в Великую субботу в 2017 году:

  • термически обработанная пища;
  • спиртные напитки, однако позволяется пригубить немного красного вина тем, кто ранее сидел только хлебе и воде;
  • танцы и пение;
  • интимная близость;
  • рыбалка и охота;
  • уборка, стирка и глажка;
  • садовые и огородные работы;
  • купание;
  • рукоделие.

Дата Пасхи в 2017 году и почему она «плавает» каждый год

Вопрос, на какое число приходится православная Пасха, не теряет актуальности из года в год. В 2015 она праздновалась 12 апреля, в 2016 году передвинулась на 1 мая, а дата Пасхи в 2017 году снова вернулась в апрель, остановившись на 16 числе . Мы знаем, что отмечается она всегда в воскресенье, однако ее дата вычисляется по формуле на основании солнечно-лунного календаря.

Установлено это было в 325 г. на первом Вселенском соборе, когда решили, что Пасха будет отмечаться в первое воскресенье, которое следует за полнолунием после 21 марта (день весеннего равноденствия). Таким образом, ее дата следует после еврейской Пасхи, которая приходится с 14 на 15 число первого лунного месяца Авива, как раз на полнолуние. Лунный и солнечный календарь не совпадают, что приводит к появлению «плавающей» Пасхи.

Однако совпадение чисел происходит не часто, поскольку в том же 325 г. Никейским собором была выбрана своя система вычисления пасхального дня. Согласно ее алгоритму, после весеннего равноденствия – 21 марта, нужно дождаться полнолуния и в следующее после него воскресенье и будет Пасха.

Пасхальный корзина

С 22 марта по 24 апреля - в эти даты всегда отмечается Воскресение Христово, расхождение в днях в 45% случаев не больше семи, реже (в 30%) – числа совпадают, как в 2017 году, и примерно в 20%, разделяются на пять недель и еще в 5% - на четыре.

Какие традиции связаны с празднованием Пасхи в 2017

У православных Пасха в 2017 году отмечается 16 апреля, что совпадает с ее празднованием католиками. Мы подробнее расскажем о традициях, которые действуют для обоих учений

Православие в России получило большую поддержку и Пасха здесь отмечается с должным самому главному празднику в богослужебном году размахом. С утра принято ходить в церковь, освящая собранную предварительно пасхальную корзину. По возвращению домой нужно накрыть стол, начиная праздничный обед, в первую очередь, с пасхального яйца, а после – кулича. Только по завершению ритуала можно приступать к другим блюдам.

Принято дарить друг другу яйца, а битва яиц считается давней забавой. Также в этот день принято христоваться – при встрече со знакомым нужно поцеловать его, проговорив «Христос Воскресе!», а в ответ услышав «Воистину Воскресе!». Православная Пасха 2017 – это чистый и светлый праздник, который не должен омрачаться ссорами и работой (исключение – забота о больных). Она не предназначена для панихид по усопшим и посещения кладбища – для этого есть отдельный день.

Особенности празднования пасхального воскресенья у католиков в 2017

Традиции католической Пасхи 2017 года схожи с православными. Здесь главным символом также выступают крашеные яйца – они украшаются предварительно различными рисованными цветными орнаментами. А семейный обед с выпечкой, мясными блюдами и характерным для этого дня декором является неотъемлемой частью праздника.

Правда куличи здесь заменяет Пасхальный заяц – именно он, по старому поверью, раскладывает по домам угощения в пасхальные корзины. Он является как в виде сувениров, сделанных из глины, пластика, ткани, так и в качестве съедобного образа, помещаемого на конфетах и выпечке.