Древние славяняно-арийские целительные распевы. Родовая песня Роды надо любить

Мы так привыкли быть в окружении образов и звуков, что даже процесс родов воспринимаем как действо, которое требует определенного сопровождения. И, конечно, это сопровождение мы готовы тщательно подобрать!

Однако родовой процесс настолько насыщен телесными переживаниями , что любое желание его «скрасить» воспринимается как попытка его «заглушить» (с точки зрения физиологии и энергетики).

Если вы выбрали домашние роды и хотите, чтобы они были естественными, то стоит опираться на понятие ЕСТЕСТВЕННОСТИ.

А что может быть естественнее «музыки вашего тела»? Той музыки, что рождается внутри вас? Той музыки, что имеет уникальный ритм , сопровождающий появление именно Вашего ребенка?

Ваш организм уже излучает определенные частоты и задача женщины в родах — максимально сосредоточиться на себе и своих ощущениях, т.е. НАСТРОИТЬСЯ на СВОЮ ВОЛНУ.

Какой бы прекрасной ни была любая музыка (хоть природный релакс, хоть подборка классиков), она имеет определенную вибрацию. Эта музыка передает настроение и состояние композитора в процессе ее написания, но не является проводником для Вашего ребенка в земной мир. Он идет со СВОИМ РИТМОМ!

И если во время беременности или при подготовке к родам вы можете успокоиться и расслабиться под эту музыку, то во время родового процесса внешняя музыка начнет сбивать ваш естественный ритм.

А что самое ГЛАВНОЕ в ЕСТЕСТВЕННЫХ родах?

САМОЕ ГЛАВНОЕ — чтобы процесс развивался БЕЗ воздействия из вне!

Есть только Женщина и все то, что происходит внутри нее. Именно для этого так много внимания при подготовке мы уделяем дыханию и расслаблению. Именно эти два физиологических процесса помогают женщине настроиться на свою волну и услышать музыку, которая сопровождает рождение ее ребенка.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Натальи Качановой (1-е, 2-е и 3-и роды)

Для первых родов мне не даже не нужно было беспокоиться о подборках музыки: на компьютере ее столько, что я легко нашла бы любую самую задушевную или расслабляющую композицию, а если потребовалось бы – и активно-динамическую.

И вот началось! Схватки идут полным ходом, прогуляться с мужем сходили, можно и дома процесс продолжить. Начала искать музыку. Ставлю одну, другую, третью… перебрала штук 10-12 и понимаю, что тело реагирует странно отрицательно . Оно словно отторгает мелодии, которые в обычном состоянии я бы назвала любимыми.

И главное, становится мне нехорошо, не по себе, и что-то в организме меняется.

Благо, чувствительность у меня великолепная, а реакция – быстрая. Бросила я идею сопровождать свои роды музыкой внешней, погрузилась во внутренние переживания. И слава богу! Дальше все пошло, как по маслу.

И главное, ритм в схватках свой, особый. И петь я начала какую-то свою особую песню. Со стороны можно было бы назвать ее шаманским напевом (старая такая шаманка у костра сидит и что-то под нос себе напевает). А мне от этой песни – только радость на душе и легкость в теле!

Со вторыми родами я даже не собиралась экспериментировать. Никаких дополнительных внешних звуков – только тишине зимнего леса и мое тихое подвывание между деревьев.

А уже на потугах в бассейне я чувствовала себя оперной певицей! :) Таких арий я в обычном состоянии исполнить не смогла бы никогда! А в тот момент – и голос откуда-то взялся, и дыхания хватало, и сила звука поражала (не громкостью, а мощью).

Каков результат? Роды благополучны (как в 1-м, так и во 2-м случае), обошлось без разрывов и без боли (только новые ощущения:)). Понятно, что и на 3-х родах я слушала только себя и свое тело.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Наталья Солохиной (3-и роды)

Моему сыну уже 2 года, но музыку его рождения я помню до сих пор. Она зарождалась на схватках с одновременным покачиваем бедер, в легком танце и была похожа на мягкий и нежный звон колокольчиков. И чем сильнее и продолжительнее были схватки, тем более отчетливо я слышала музыку, и мне было очень легко присоединиться к ней, я пела…

И даже слова складывались в четверостишия в виде потешек, стишков и песенок-попевок. Помню отдельные звуки, которые долго и протяжно звучали на пике схватки.

И, чем больше раскрывалась шейка матки, тем ярче были мои ощущения, что музыка и звуки, рожденные мной, зарождались именно в области прохождения головки и проходя через все мое тело, вырывались наружу через гортань.

А расслабления между потугами давали возможность набрать полную грудь воздуха и с новыми силами запевать, так как на потугах слов уже не было — только пение. Так и родила — и сама здорова осталась, и ребенок родился естественно .

ВНИМАНИЕ!

Учитывайте р аспространенные ОШИБКИ (которые сбивают процесс родов – и затягивают их):

1. Любая музыка ИЗВНЕ

2. Включенный телевизор с любой программой (даже фильмы о родах, природные ландшафты, космические пейзажи, комедии, выступления юмористов, не говоря уже о новостях и обычных программах – ДАЖЕ В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ!!!)

  1. Любые посторонние разговоры (с вами или вокруг вас). Максимум, что может спросить у вас акушерка, это что-то по поводу вашего самочувствия. Однако опытная акушерка чаще всего видит процесс и без ваших слов, и уж точно не будет вас «заговаривать» или болтать по своему сотовому, пока у вас схватки. :)

Все это нарушает естественный ход родов , грозит осложнениями в процессе, затягивает его и т.д. Короче, ЗАЧЕМ ВАМ ТАКИЕ СЛОЖНОСТИ?!

1. Позаботьтесь о том, чтобы в помещении, где будут проходить ваши роды, было как можно меньше звуков современной цивилизации. Не стоит смотреть телевизор или включать радио.

В самом начале родовой деятельности, когда все только-только начинается и запускается сам процесс, в вашем организме выделяется огромное количество гормона радости . И если вы прислушаетесь к себе и поддержите ваше состояние, то ни одна юмористическая передача не сможет вам подарить столько смеха.

А желанность ребенка – залог благодушного настроя , который существует помимо всех фильмов о красоте планеты Земля – эта красота сейчас рождается внутри вас!

Настройтесь на внутренний ритм родов с помощью настройки . Прослушивайте ее ДО родов — многократно. А во время — не вздумайте!!! Даже такой шедевр в процессе родов — не к месту:) .

2. После 36 недель беременности все книги, фильмы и передачи о беременности и родах, лучше заменить на книги и фильмы об уходе за малышом или о взаимоотношениях супругов после рождения малыша.

Это необходимо, чтобы отсоединиться от чужого опыта родов и БЫТЬ ГОТОВОЙ ПРИОБРЕСТИ СВОЙ.

3. Освойте практику «ПРЕНАТАЛЬНОЕ ПЕНИЕ». Это очень простая и эффективная техника и для нее не обязательно уметь петь или иметь музыкальный слух.

— Сеанс начинается с расслабления и легкого самомассажа . Кончиками пальцев необходимо массировать костные участки тела, которые играют роль «резонатора» – лицо, грудная клетка, таз.

Непосредственно работа с голосом : сначала пропеваются вокализы (пение без слов на гласных), позволяющие расслабить челюсть, потом звуки направляются в другие части тела – они как бы «массируют» тело изнутри. Разные звуки «омывают» разные отделы вашего тела: более высокие - легкие, диафрагму, более низкие - нижние отделы.

Собственно пение , причем песни могут быть совершенно разные. Ваша задача сделать ваш голос глубоким и бархатным – и отпустить его.

Согласно основам йоги, энергия нашего тела поднимается снизу-вверх через энергетические центры, или чакры, каждая из которых ассоциируется со звуком и цветом.

1) тазовый пояс- звук «о-о-о»

2) область пупка- звук «оу»

3) сердце- звук «а-а-а»

4) горло - звук «э-э»

5) центр лба (третий глаз) - звук «и-и-и»

6) венец - звук «ом»

Глубоко дыша, произносите нараспев звук чакры при выдохе, протяните этот звук до полного окончания выдоха, затем медленно вдохните и повторите процедуру несколько раз. Начните с нижней чакры в тазовом поясе и проработайте все энергетические центры. Завершите практику, произнося нараспев звук «ом» три раза (можно больше) и некоторое время посидите молча.

ВНИМАНИЕ! Во время родов лучше, если вы будете более СПОНТАННЫ.

Пропевайте те звуки, которые рождаются естественно. Не задумывайтесь о чакрах, соответствии того, что вы поете энергетическим вибрациям, просто будьте в ощущениях – этим вы поможете и себе, и ребенку.

Благодаря дыхательной гимнастике «Птица» вы освоите три вида дыхания для разных периодов родов, а устойчивый навык дыхания поможет вам слышать музыку своего тела на протяжении всего родового процесса. ()

Вот всего лишь один ОТЗЫВ из многих (от Инны из Москвы):

Спасибо огромное за гимнастику для беременных «БАМБУК», которую вы мне высылали и за дыхательную гимнастику ! Признаюсь, я занималась не каждый день. Работа, ремонт, переезд… поэтому в один день делала «БАМБУК», в другой — «ПТИЦУ», в метро — «КЛАВИШИ», а бывали дни, когда отдыхала от всего:) .

Рожали в роддоме с личной акушеркой, в палате, оборудованной для естественных родов (большая ванна, родильный стульчик и т.д., канатов, правда, не было:) .

В роддом ехали в отличном настроении, шутили, смеялись… Все прошло хорошо, без вмешательств. Папа перерезал пуповину, после того, как она перестала пульсировать. Дочку сразу приложили к груди, и с тех пор мы с ней не расставались.

Я не испытывала адской боли и даже мысли не было просить анестезию. Почему-то в голове звучала фраза из гимнастики, которая очень помогала «Я учусь отличать ощущения от боли»… и я шла на эти ощущения, на эти «ощущения», наблюдала, проживала…

Потуги и вовсе где-то даже приятные, они — как независимая сила. Также очень помогал дыхательный навык: как минимум — хорошо разработаны легкие, чтобы набрать побольше воздуха, как максимум — есть понимание, как работать паттернами дыхания (и где они вообще находятся:)).

РАСПЕВ, ВОЛНУЮЩИЙ ГЛУБИНЫ

В мистических культурах мира большое значение уделялось песнопениям и ритуальным распевам.

Исполнение духовных гимнов, молитвенных песнопений всегда считалось одним из важнейших компонентов отправления различных обрядов и ритуалов.

Звук, как известно, - это колебания, вибрации.

Кроме эмоциональной волны, которая рождается во время песнопений, важна еще и тонкоэнергетическая составляющая молитвы - вибрации, которые сопровождают пение духовных гимнов и молитв, значительно отличаются от аналогичных вибраций простых песен.

Не будем анализировать звуковые обряды разных мистических культур и народов, остановимся сразу на певческих традициях наших предков.

Для большинства людей русские народные песни в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» или других популярныхартистов являются обычными эстрадными номерами, украшенными псевдонародными костюмами и нехарактерными для современной эстрады голосовыми руладами. Они так же далеки от истинно народного песенного творчества, как тяжелый рок далек от классической музыки.
Привычно считается, что хороводы , пришедшие к нам из глубокой древности, удел женщин и девиц. Однако в те давние времена хороводами пользовались для достижения конкретных целей. Водили их мужчины: воины, охотники, пахари, добытчики. Встав в круг, они закольцовывали энергию коллективного желания, создавали энергетическую волну и с ее помощью воздействовали на окружающий мир.

Могли вызывать дождь в засуху или прекращать дожди. Психоэнергетическими импульсами, усиленными кольцом хоровода, пробуждали души стихий и обращали их силу себе в помощь. Формировали условия для победы в сражении или наполняли пашню силой роста зерна. Словом, хоровод был одним из народных средств разрешения житейских проблем.

Женщины также водили свои хороводы, но цели при этом были другие. В женском хороводе лечили от недугов и бесплодия, благословляли беременных на вынашивание и рождение здорового и сильного потомства, укрощали страсти и разжигали любовь.

До нас дошло описание снятия женщинами порчи и колдовских наговоров в хороводе . Адаптированное для современного восприятия, оно, вероятно, даст пищу для размышления и творческого анализа:

«Вперед вышли девушки с охапками трав и цветов. Они складывали их в одну кучу, и скоро посередине поляны поднялся небольшой зеленый холм из травы... Двое стариков вывели из-за ограды капища больную ведунью в простой белой рубахе до пят... Они помогли ей взойти на травяной холм и уложили на самой макушке. Девочка подошла к больной и надела ей на голову венок из мелких голубых цветов. Юные девушки встали в круг и запели ритуальную песню... Следом девушки постарше встали кругом пошире первого и пошли хороводом в другую сторону. Потом завели свой хоровод молодые женщины. Последним кругом ходили крепкие женки...

Мужики стояли поодаль, им не позволялось участвовать в этом обряде. Только женская материнская сила могла очистить от насланной порчи.

Первый круг - юницы - двигался все быстрее, и скоро девочки уже бежали вокруг травяного ложа. Девушки постарше в стремительном хороводе неслись им навстречу. Третий круг вертелся в том же направлении, что и первый. Хороводы женщин крутились навстречу друг другу, будто жерновами перетирая между собой невидимые зерна.

Старики возле капища запели глубокими грудными голосами и замахали веточками, и над больной повис черный, клубящийся шар. Это лесные комары, неведомой силой согнанные в клубок, повисли над ней. Комариный шар медленно опустился к порченой и завис над нею. Комары растеклись широкой полосой, облепили ведунью и потом стремительно взмыли вверх, снова собрались в шар. Комариная туча вдруг начала оплывать, таять на глазах и пролилась на землю черными маслянистыми каплями. Там, где упали темные капли, земля вспучилась и зашипела».

Какая мощь концентрируется в кольце хоровода, полагаем, читателю понятно. Достаточно вспомнить о практике колец и той энергии, которую кольца могут собирать из пространства. Но только ли кольцом были сильны хороводы? Кроме энергетической силы хоровода применялось еще и ритуальное пение. Распевы, которые поднимали из глубин внутреннего космоса неведомые силы.
Много было распевов, на все случаи жизни. До нас дошло малое их количество. Однако даже эта малость показывает, какая сила заключается в ритуальном распеве.
Прежде чем продолжить разговор о распевах, расскажу реальный случай. В одном из больших южных городов я проработал несколько лет. Вел группы по разным направлениям личного саморазвития. В том числе исследовал и мощь старинных распевов.

Одна из занимавшихся, весьма серьезная женщина, доктор философии, профессор, заведующая кафедрой в одном из вузов, познакомившись с распевами, хмыкнула: «Неужели вот так пропел, и все изменилось?..» Не поверила. Но рассказала об этих приемах соседке, объяснила технику распева. Да скоро и забыла о разговоре. Не до того было.

И вот примерно через месяц ее соседка, женщина далекая от саморегуляции и внутреннего самосовершенствования, зашла в гости. Поведала, что она серьезно отнеслась к рассказанному и каждый день по нескольку раз исполняла распев оздоровления. Через неделю прошли боли в суставах, потом улучшилось общее самочувствие, повысился тонус, меньше беспокоили хронические болячки.

Свидетельство этой женщины-соседки для нас особенно ценно тем, что она никогда не занималась ничем и результат, достигнутый ею, более объективен, нежели у того, кто наряду с распевами овладевает другими направлениями искусства самооздоровления.

Сила древних распевов напрямую связана с умением создавать мыслеобразы и генерировать телесные ощущения.
Распев физического оздоровления «Здрава».

Казалось бы, ничего особенного и волшебного в этом слове нет. С точки зрения современного языка искаженное, стилизованное под старину слово «здоровье». Не будем спешить с выводами. Кто может объяснить само понятие «здоровье» во всех глубинных тонкостях и нюансах, которые мы не проговариваем, поскольку понимаем, что они подразумеваются глубинным смысловым наполнением понятия «здоровье».

Когда мы произносим «здоровье», никто же не задумывается над тем, что оно обеспечивается равновесием между процессами распада и восстановления, выверенной и четко работающей системой обменных реакций, безупречной работой всех систем и внутренних органов тела и многое, многое, многое другое мы подразумеваем за коротким словом «здоровье».

Если проговаривать словами все процессы, которые обеспечивают здоровье человека и его хорошее самочувствие, это может занять не один день и даже не один год. Вся практика обучения мединститутов рассказывает о том, как обеспечивается здоровье человека, какие глубинные реакции соответствуют здоровому организму, какие болезни могут изменить течение внутренних процессов и как бороться с негативными изменениями.

Если мы произнесем распев «Здрава» просто, как мы разговариваем друг с другом, то, скорее всего, никаких внутренних ощущений это не вызовет. Ну сказал и сказал. Мало ли какие слова мы произносим.

Хитрость в том, что распев надо именно распевать , и не как обычную песню, а создавая определенный мыслеобраз.

Итак, практика первого распева.

Начнем с того, что произнесем это слово без всяких эмоциональных реакций. Проговорим его, как обычное, вроде «здрасьте» или «доброе утро». Внимательно слушаем свои внутренние ощущения. Ничего не происходит.

А теперь повторим распев, но уже растягивая, плавно, длинно: «Здра-а-а-ва...» . Что-то внутри отреагировало, какая-то неясная тень глубинной вибрации возникла, только объяснить это трудно.

Следующий шаг. Вновь повторяем распев плавно и длинно, но уже представляем, что он звучит не из горла, а рождается в верхней части живота (вершине котла Силы).

После нескольких повторений возникнет ощущение, что в животе появилась опора, от которой отталкивается распев во время звучания. Сейчас уже не скажешь, что внутри никаких реакций не происходит. Но внутренние ощущения пока недостаточно сильны, чтобы их можно было идентифицировать.

После создания опоры в животе снова повторяем распев и одновременно представляем, что поем не горлом, а каждой клеточкой кожи. Глубокая и нежная вибрация пронизывает все тело.

Снова повторяем распев и представляем, что волны трепета рождаются в мышцах, костях. Появляется внутренняя дрожь. Она приятна и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, кажется, что все тело пронизано вибрациями, которые восстанавливают нарушенные биологические процессы, выравнивают энергетические потоки, делают кровоток устойчивым и равномерным.

Для того чтобы почувствовать благотворное влияние распева, нужно повторять его многократно, добиваясь ощущения того, что волны звука и голоса пронизывают тело. На первых порах задача может показаться сложной, но как только уровень вибраций достигнет нужной глубины, все пойдет как бы само собой.

Конечно, сразу добиться выздоровления или улучшения самочувствия невозможно. Для этого требуется время. Кто чувствует себя неплохо - может получить оздоравливающей эффект быстро. А если человек страдает запущенным недугом, то для его коррекции понадобится время. Важно поверить, что распев реально помогает и не оказывает никакого вредоносного воздействия, поэтому даже сомневающиеся могут пробовать без всякого риска.

После того как удалось включить вибрации распева в мышцах, костях, внутренних органах, начнем углубляться своим сознанием во внутренний мир, к кольцу жизни. Практика этого проникновения описана выше, и мы уже набрались опыта, который позволит почувствовать структуру кольца.

Начнем распев, представляя, что он звучит из внутреннего пространства кольца жизни . Это очень важный этап всей работы.

Во-первых, мощь распева возрастает многократно, а во-вторых, в процесс вибрационного очищения и позитивной коррекции включаются глубинные энергетические структуры тела.

Когда распев прозвучит из кольца жизни, появится ощущение, что вибрирует пространство вокруг тела, что мы окружены дрожащим, как марево в летний день, облаком. Все негативные блоки, зажимы, нарушения проводимости ветвей кольца жизни растворяются в вибрациях распева, и нормальная жизнедеятельность восстанавливается.

Жаль, что не так быстро, как хотелось бы. Неделя, две, может быть, месяц - но благотворные перемены обязательно проявятся.

Нужно набраться терпения. Тем более что повторять распев каждый день скоро станет насущной потребностью, так как он устраняет вялость, сонливость, повышает тонус не хуже биостимуляторов. А вреда никакого. Не секрет, что любое химическое лекарственное средство кроме лечебного воздействия имеет еще и побочные влияния. Распев не дает вообще никаких побочных реакций, он прост, гармоничен и помогает человеку исцеляться за счет активизации естественных сил организма.

С каждым этапом проникновения в глубины внутренних структур распев будет звучать все выше. Это происходит независимо от желания человека. Уровень вибраций меняется, изменяется и тембр звучания голоса. Иной раз распев может прозвучать так высоко, что человек сам себе не верит: никогда раньше так не пел. В этом проявляются внутренние невостребованные возможности.

Мы уже говорили выше, что регулярное повторение распева скоро принесет свои плоды .

Лучше всего начинать распев утром, а потом можно проделать несколько упражнений из комплекса, что описан в начале книги, и тогда целый день самочувствие будет хорошим. В течение дня можно повторять распев, сколько хочется. Главное - не заставлять себя, не насиловать, а петь естественно, спокойно.

Поначалу распев звучит с опоры в верхней части котла Силы. Потом углубляется, и в него включаются кожа, мышцы, кости, внутренние органы. Далее сознанием проникаем в пространство кольца жизни. Распев звучит во внутреннем пространстве кольца и одновременно заполняет энергетическое пространство вокруг тела. В вибрационную коррекцию включается оболочка.

Мы предложили только схему распева «Здраво». Попробовав прием на себе, каждый откроет какие-то особенности и сможет создать что-то свое, и оно станет самым главным инструментом распева для человека.

Кроме общего воздействия на организм можно научиться влиять распевом на отдельные органы и участки тела. Сложностей в этом нет, важно накопить опыт, и тогда появится умение концентрировать вибрации распева на локальном участке или каком-то внутреннем органе. Во время написания этой книги приходилось часами сидеть перед экраном монитора, и глаза уставали. Распев, пропущенный через глаза, быстро восстанавливал их, снимал усталость, приносил отдых и облегчение.
Следующий распев затрагивает более глубокие уровни организма и влияет непосредственно на энергетику, каналы, меридианы и котлы силы. Это распев «Жива» .

Повторим все действия, что проделывали, когда знакомились с первым распевом. Пропоем голосом, без всяких ухищрений, потом создадим опору в верхней части котла Силы. Но особых изменений нет.

Дело в том, что распев «Живо» должен опираться на нижний управляющий центр котла Разума. Мы строим для него опору в нижней части шеи, в области щитовидной железы.

Поём: «Жива а а» , представляя, что звук льется прямо из основания шеи. Глаза закрыты, и внимание сосредоточено на ощущениях, которые возникают во время пения. Вибрации распева растекаются от основания шеи по плечам, потом поднимаются вверх и заполняют пространство вокруг головы. В нем распространяются волны движения снизу вверх, которые встречаются вверху, над макушкой и проникают сквозь костную броню внутрь черепа.

Теперь чувствуем движение в голове. Впечатление такое, что там что-то переливается, перемещается, течет, приносит облегчение и расслабление. На этот распев практически всегда первой реагирует голова, мозг. Он останавливает поток информации, убирает напряжение, расслабляет энергетические структуры мозга. После нескольких повторений распева голова становится пустой и приятно легкой.

Продолжим. Новые повторения распева «Жива» струятся внутри тела, прокатываются нежными волнами от плеч к пяткам и по пути движения устраняют все физиологические и энергетические шероховатости.

Мы уже говорили, что этот распев воздействует на систему каналов, меридианов и котлов силы организма. Многократное повторение распева снимает блоки с энергетических магистралей, открывает путь свободному течению жизненной силы, стабилизирует работу котлов и энергетических аккумуляторов тела.

Особенность распева «Жива» в том, что, исполняя его, мы мысленно создаем опору в нижнем управляющем центре котла Разума. Помните, его называют тло. Мысленная опора в этой области меняет голос. Неожиданно для себя человек начинает петь высоким чистым голосом, какого раньше не было. В чем секрет таких перемен?

На наш взгляд, распев меняет систему энергетических взаимодействий, проявляет те возможности голоса, которые законсервированы и могут остаться невостребованными всю жизнь. Но если регулярно практиковать распев с опорой на тло, то голос может поменяться. И вместо, скажем, глуховатого, дребезжащего прорежется ровный, чистый, сильный.

После того как исполнение распева «Живо» изменит самочувствие к лучшему, появится ощущение, что с помощью распевов можно проникать в более глубокие уровни организма и психики.

Если мы попробуем распев «Живо» исполнить из кольца жизни, как делали это с распевом «Здраво», неожиданно почувствуем, что звучание исходит не из плоскости кольца, а откуда-то из глубины. Вспомним, как пробирались сквозь плоскость кольца жизни в другую пространственную мерность, как очищали проход для энергии внутреннего космоса, которая наполнила кольцо и очистила его от наслоений нездоровья.

Распев «Живо» звучит из глубины кольца, из другого измерения, куда мы пробирались при помощи раздвоения сознания и других сложных приемов. Сразу нужно подчеркнуть, что прежние приемы не теряют своей эффективности и начинать работу с кольцом жизни нужно с них, так как, пройдя трудным и сложным путем в первый раз, мы открываем дорогу другим, более простым способам проникновения.

Распев «Жива» - один из них. Исполнив его несколько раз на уровне кольца жизни, мы ощутим, как распев звучит из другой мерности. А многократное повторение распева в кольце жизни соединит просторы внутреннего космоса со структурой кольца, и установится постоянная питающая связь микрокосма и кольца жизни.

Для того чтобы она не прерывалась более, нужно каждый день повторять распев «Жива» в структуре кольца. Такое воздействие на основу нашей жизнедеятельности, несомненно, окажет благотворное влияние на самочувствие, избавит от болезней, раскроет могучие внутренние резервы.

Освоив два первых распева «Здрава» и «Жива», мы готовы познакомиться с последним, доступным нам сегодня. Поем Жива Матушка Богородица

И в конце поём Лада - Ладо , Лада матушка Богородица , тепло и радость проникают в сердечную чакру и оздоровление и энергия идет в сердце. энергия ладиной любви проникает в тебя.

Вы ждете малыша… Что же теперь делать?.. А теперь - давайте петь! Вместе с другими, такими же, как и Вы – будущими мамами!

Петь или не петь?
Петь!.. Всем вместе, получать от этого радость и наполняться положительными эмоциями! Получать своеобразную «интеллектуальную» дыхательную гимнастику и избавляться от неуверенности и стеснительности. Под сердцем каждой мамы живет малыш, а значит и он принимает в пение самое непосредственное участие!

Традиции
Традиция пения беременных имеет глубокие корни. Издавна в народных культурах Востока считалось, что ожидающая малыша женщина должна быть окружена самым лучшим, чтобы ребенок развивался правильно и был здоров. В Японии и Китае были специальные поселения для беременных, где их окружали тишина и красота природы, где они занимались творчеством: рисовали, музицировали, танцевали и пели. В русской традиции отношение к беременной было бережным: ее ограждали от трудной работы, старались сделать что-то угодное ей. А уж что касается пения, так изо дня в день пелись песни по разным случаям: и трудовые, и обрядовые, и шуточные, и хороводные – как само собою разумеющееся было сопровождать песней себя повсеместно. Потому-то и голосить в родах не считалось чем-то постыдным, наоборот, это было естественным продолжением самой жизни. Даже теперь, в культурах, где цивилизация не искоренила традиций, пение и звучание в родах применяются роженицами и облегчают им схватки. Что до нас с вами – дыхание в родах более популярный метод, нежели голос, но совсем не лишнем будет вспомнить, что и звук рождается при помощи дыхания.

Современность
Современные исследования говорят о том, что ребенок в утробе живет своей особенной, богатой звуками и впечатлениями жизнью.

Мамин голос слышен ребенку в утробе среди других звуков: биения сердца, шелеста волн вдоха и выдоха, и других, знакомых малышу и являющихся его естественной звуковой средой. Ребенок огражден в большей степени от резких и громких звуков извне, вибрации же маминого голоса является самыми предпочтительными, особенно, если его интонации наполнены спокойствием, радостью и любовью. Еще в животике у мамы малыш узнаёт фонетические особенности родного языка, что положительно сказывается в дальнейшем на формировании его речи. Многие другие способности тоже закладываются через общение мамы и малыша: еще до рождения, богатая интонациями речь и пение обогащают впечатления ребенка, стимулируют его эмоциональное развитие и положительно влияют на формирование интеллекта, творческих и музыкальных способностей. А мамино настроение, отношение к происходящему вокруг, предпочтения и привычки передаются малышу уже на этапе беременности и формируют его индивидуальность.

Пение во время беременности доставляет и радость, и удовольствие, а значит, делает маму более уравновешенной и спокойной, улучшает её общее самочувствие.

Оно позволяет беременной сосредоточиться на своих ощущениях, побыть в своем внутреннем пространстве, познакомится со своим дыханием и голосом. Пение тренирует полное, спокойное и ритмичное дыхание, позволяет прочувствовать различную глубину и частоту вдохов и выдохов, что поможет во время родов влиять на свое состояние. Кроме того, пение приносит огромную пользу для организма мамы и малыша: полный вдох и выдох насыщают легкие мамы кислородом, а это в свою очередь улучшает поступление кислорода в организм ребенка: ведь мама и малыш - единая система.

При помощи пения можно регулировать не только свое психоэмоциональное состояние, но и помочь себе справиться с болью в родах , поскольку, получая удовольствие от пения, мы способствуем выработке эндорфина – гормона, оказывающего естественное обезболивающее действие Особенно ценно, что принципы дыхания, используемые в пении, очень пригодятся на схватках.

Дышать не вредно
Роды регулируются подкорковыми структурами головного мозга, которые участвуют в формировании всех поведенческих реакций человека, в том числе - поддержании мышечного тонуса.

Кора же головного мозга ответственна за восприятие ощущений, управление сознательными движениями, а также всеми высшими функциями, то есть эмоциями и работой интеллекта.

Тело обладает собственной мудростью и законам, по которым оно живет, следует доверять. Роженица не может менять эти законы или управлять процессом родов: ощущения подчас настолько сильные, что захватывают все существо. Попытки контролировать себя в лучшем случае – плохо работают, в худшем – тормозят процесс.

В момент схватки лучший способ дыхания и звучания тот, что приносит облегчение, но необходимо получить представление и некоторый опыт того, что собой представляет дыхание и голос. Вспомнить в родах о том, что вы читали о методах дыхания и применить их без должной практики во время беременности задача сложная. Но если вы находитесь в ощущениях своего тела, слушаете его, позволяете себе быть спонтанной и чуткой – Вы на верном пути.

Почему именно пение
Любой из способов работы с дыханием и голосом во время беременности, призван научить Вас управлять своим вниманием в самих родах. Сосредотачиваясь на вдохе и выдохе, Вы отвлекаетесь от болевых ощущений во время схватки, помогая себе направить свои силы в конструктивное русло, вовлекая свое внимание в отслеживание дыхания. Благодаря различным способам вдоха и выдоха, их соотношению и комбинациям частоты и глубины на разных стадиях родов, Вы оптимально распределяете свои силы на протяжении всего времени рождения малыша.

В процессе пения есть возможность погрузиться в себя и свои ощущения и сосредоточиться на них. Сам процесс рождения звука связан с дыханием, а дыхание – это ключ к расслаблению и источник энергии одновременно.

В разных песнях мелодия имеет свой темп, широту фразы и неповторимый ритм. Как правило, распевание долгих нот происходит на гласных звуках, а продолжительное звучание различных фонем оказывают положительное воздействие на организм. Вибрации голоса во время пения частично перекрывают подачу болезненных сигналов в головной мозг, что приобретает особое значение в родах, ведь каждый спетый звук несет с собой ту частоту вибраций, которая находит резонанс с определенной областью тела и является для нее целительной. И такой звук можно найти!

В каждый момент пения необходимо быть в происходящем: сохранять ощущение расслабления в теле, управлять вдохом и выдохом так, чтобы хватило на фразу, правильно интонировать, помнить слова. Вы постоянно приспосабливаетесь к происходящему, находите оптимальное, удобное ощущение от пения. Это живой и творческий процесс, он возможен лишь при достаточном самообладании и внимании к происходящему внутри и вовне. Здесь нет механистичности, «запоминания» и упражнений, но парадокс в том, что в теле остается память ощущений, память опыта, доверия своим ощущениям. Этому хорошо учит практика пения, это - то самое, что потребуется от Вас в родах.

Пение беременных
Для того, чтобы заниматься пением во время беременности не имеет особого значения умеете ли Вы петь или нет. Необходимости правильно интонировать или обладать особыми музыкальными способностями, в данном случае тоже нет. Другое дело, если они попросту имеются, и вы можете воспроизвести мелодию довольно точно. Важно само желание петь.

Можно заниматься индивидуально, а можно петь в хоре или группе – еще лучше, если это тоже будущие мамы. Репертуар может быть самый разнообразный: это и русские народные песни, и классические вокализы, а может быть, вам захочется песен нашего века или же колыбельных. Важно, чтобы песни были по душе.

Ваша задача – познакомимся со своими ощущениями дыхания и голоса в процессе пения, учиться управлять ими, почувствовать тело, как единый звучащий инструмент, изнутри которого и рождается дыхание и голос. Для того чтобы каждая «певица» обрела ощущение льющегося, вибрирующего звука, прочувствовала разную глубину дыхания в различных положениях тела, необходимо искать такое положение, а следовательно и менять его: можно петь стоя или сидя, можно отстукивать темп или двигаться в такт песни. Можно принять какую-то позу или просто делать то, что хочется именно Вам. Но важно, чтобы и само пение, и позы, и движения – являлись как бы продолжением друг друга Ведь и роды – динамичный, энергетически наполненный процесс, требующий полного включения и в тоже время расслабления.

Во время пения происходит эмоциональная разрядка, оно помогает справляться со стрессами и тревогами. Установлено, что женщины, которые поют во время беременности, эмоционально более уравновешены, менее подвержены резким перепадам настроения, так как они переносят свои эмоции в пение. Более того, пение во время беременности помогает справиться с токсикозом или понизить тонус матки, также пение благотворительно влияет и на течение родов: они проходят легче, так как пение, в особенности на низких тонах, способствует расслаблению поперечных мышц матки, облегчает раскрытие шейки и делает схватки более продуктивными.

Пение тренирует дыхание, позволяет почувствовать диафрагму. Благодаря правильной постановке дыхания происходит раскрытие грудной клетки. Постановка дыхания на опору дает объемный, льющийся звук, который возможен в том случае, если большая внимания часть направлена вглубь себя и своего тела, а не вовне на публику.

Отличие хора беременных от обычного еще и в том, что здесь нет публики, для которой Вы поете, равно как нет и отдельного исполнителя - здесь все являются и теми и другими: каждая мама и поет и слушает, как себя, так и других. Это огромная поддержка друг другу и положительный опыт в ожидании родов.

Роды, как песня, непрерывно происходят вплоть до финала. Они имеют свой темп и ритм. Невозможно остановить их, но можно сделать вдох и выдох перед следующей фразой-схваткой. В каждый момент родов, что-нибудь происходит, и необходимо быть здесь и сейчас, чтобы петь эту песню!

Женщина, знающая, чем себе помочь самостоятельно, будет спокойнее и увереннее чувствовать себя во время родов, а значит, и акушеры, наблюдая за такой роженицей, не станут препятствовать ей вести себя так, как будет на пользу.

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы-сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол-не-ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер-ковные мело-дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи-тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино-последований склады-ваются и развиваются различные стили распева-ния текстов, и церковная музы-ка ста-новится одной из главных составляю-щих христианского богослу-жеб--но-го обря-да. На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при-дер-жи--ваю-щих-ся византийской богослужеб-ной тради-ции, формировались свое-об-раз-ные на-прав-ления в области церковной музы-ки. Это происходило и под влия--нием пре-образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте-ти-че-ских представле-ний о церковном пении. Но при всем разнообразии взгля-дов и подходов музы-ка, «озвучивание» гимногра-фи-ческих текстов, является неиз-менной частью единого целого — церков-ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан-тич-ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко-ря-ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра-жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне-гре-че-ской му-зы-ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре-менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро-ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер-ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд-рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. <…> Разнежи-вающие звуки музыки хромати-ческой посему мы предоставим людям, устраи-вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным». Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак-терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши-тель-но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен-трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но-вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело-дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан-тий-ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст-ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно-ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы-ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев) Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва-лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан-тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под-твер-жден-ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе-ния Григорианское пение — литургическое одно-голосное пение, принятое в Римско-католи-ческой церкви. Название получило благода-ря папе Григорию I Великому (590-604), со-бравшему песнопения литургического оби-хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер-шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече-ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви-ва-лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа-ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю-щими на опре-деленные мелодии, датируется только рубежом XI-XII веков «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись. . Вос-при-няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради-ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе-вания и тек-стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време-ни пре-образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве-ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль-ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев) Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра-ди--ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру-гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно-пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним-ными, однако на протяжении XVI-XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол-кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя-щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла-амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова-тель-ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди-че-ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте-пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран-ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико-княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе-вой Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда-ли царя в походах. Так называемая казан-ская нотация, которой записывались песно-пе-ния этого стиля, возможно, сложилась в пе-риод казанских походов Ивана Грозного. . Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви-зантии расцвета калофо-нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го-лос, звук») искусства, требую-щего уже очень высокого уровня подготовки испол--нителей.

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про-дол-жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра-шений.

«Достойно есть» (путевой распев) Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие

Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого-слу--жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос-ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со-стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре-менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) Для троестрочия хара-ктер-но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор-дов, а, слов-но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав-нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.

«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)

Партесный концерт

Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музы--кальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев. К концу XVII века самобытный русский много-голосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. Интересно, что апологеты нового стиля оценивали предшествовавшие ему троестрочное мно-гоголосие негативно, говоря о несогласованности голосов, «неграмотными мужиками составленное» «…Разногласие составление некоим древним мужем состав-ленное, веду-щим мало грамма-тики. Тем же и гласове суть три, кождо чин имущим: низ, и путь, и верхь, и во едино несогласующии“» (А. Рогов. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М., 1973). .

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При-чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ-цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози-торов XVII века.

Постепенно происходила переориентация эстетических вкусов в исполните-льстве. Так, Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии через Украину в Москву, отмечал в своем пространном описа-нии всего увиденного и услышанного, что украинцы, в церковно-певческой культуре которых уже был развит новый многоголосный стиль, «пели сладо-стным и протяжным напевом», в то время как у русских певчих «голос грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю» Путешествие антиохийского патриарха Мака-рия в Россию в половине XVII века, описан-ное его сыном, архидиаканом Павлом Алеп-пским. М., 1986. . Наибо-лее известным композитором этого периода стал певчий дьяк Василий Титов, для сочинений которого характерна особая многоголосная грандиозность и вели-чественность.

«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие) Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. «Сирин» Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт) Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек. Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII-XIX веках

Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц-ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.

В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри-мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей-шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).

Дмитрий Бортнянский. «Херувимская» Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради-цион-ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан-ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива-новичем Бахметевым).

Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по-след-ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода-льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше-ствен-ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме-няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо-низации.

Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й) Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер-вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу-рирования всех духовно-музыкальных сочинений.

Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод-ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур-гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев-ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).

Певческие стили в современной Русской церкви

Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков-ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави-ло, гармони-за-ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен-ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор-ских композиций.

В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро-стра-няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст-вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу-же-нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно-пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя-нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол-ня-емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).

См. также материалы: « » и « » из курса « ».

Многие акушеры и гинекологи считают, что современные женщины разучились рожать, что в родах они ведут себя плохо, сильно нервничают, не по делу кричат, не умеют расслабляться. Расслабление... Мы часто слышим это слово. Гинеколог, осматривая пациентку на кресле, сурово повторяет: "Расслабьтесь, женщина!" В родах акушерка беспрестанно твердит: "Расслабься, ребенка зажмешь!" К сожалению, врачи не задумываются над тем, что современная женщина не знает как расслабиться. Ее тело забыло, как это — по-настоящему расслабиться. А ее сознание никто этому не учит. Любому человеку подсознательно сложно расслабиться вот так, сразу. Потому что не двигаться — значит не жить.

Полностью расслабленным может быть только мертвый. Ну а если тело находится в экстремальной для него ситуации? Как расслабиться на процедуре у врача или в родах? Тело будет изо всех сил сопротивляться расслаблению в борьбе с болью, с опасностью "не жить". В такие моменты ум не может управлять телом. И, уж конечно, не может им управлять стоящий рядом врач или акушерка. Но связь ума и тела в родах необходима. Для того, чтобы женщина могла сэкономить и правильно распределить силы во время родов; для того, чтобы ребенок чувствовал поддержку мамы во время родов; для того, чтобы тело смогло хорошо справиться со своей задачей — родить ребенка. На наших занятиях мы учим женщину расслабляться. При слове "расслабление" человек обычно представляет себе сидящее или лежащее тело, закрытые глаза, отвлеченное внимание. Но в нашем понимании расслабление — это управление телом, активное расслабление. Большую роль в этом процессе играет работа с голосом. Кто-то может возразить: "Чем тут заниматься, женщина и так орет на родах как резанная". Вот именно — "орет". Но беспорядочный крик дезориентирует и отнимает силы. А если женщина решает вдруг не кричать и зажимается — она увеличивает напряжение тела и тормозит роды. А есть женщины, которые на родах поют, поют с помощью специальной техники звукоизвлечения "на опоре".

Существует много «объективных» причин для того, чтобы использовать в родах голос. Прежде всего, важно то, что рот и горло рефлекторно связаны с родовыми путями. Раскрытие рта и освобождение от зажимов горла способствуют более быстрому раскрытию и расслаблению шейки матки, то есть, укорачивает и облегчает период схваток. Пение вообще расслабляет тело, помогает ему обрести свой автоматизм. Это тоже большая проблема современного человека. Переселение в Город, в условия большой скученности и малометражных квартир привело не только к утрате народных традиций (в том числе — голосовых), но и в большой степени к потере знания и понимания своего тела. Удерживая свое тело под постоянным сознательным контролем, ограничивая широту движений и умеряя жесты, современнный человек теряет контакт со своим телом, перестает доверять ему. Но роды — это процесс тела, причем плохо конролируемый сознанием. И голос прекрасно помогает телу «найти себя» в родах, а сознанию — довериться телу.

Важна роль голоса и в создании родовой обстановки. Голос как бы дезинфицирует пространство — освобождает от лишних эмоций, посторонних интересов. «Разгоняет злых сущностей» — как говорили в народе. Он оживляет родовое пространство, делает его сопереживающим, наполненным; высвечивает для роженицы маршруты ее родового пути. Голос ограничивает и надежно защищает родовое пространство. Лишние люди не входят в него, а нужные — сразу же оказываются вовлеченными и понимающими. Когда муж входит в роды вместе с женой, голос удивительно сонастраивает их, позволяет мужу чувствовать и понимать жену без слов. Именно посредством голоса он может поддерживать и оберегать ее. В любых родах бывают моменты, когда женщина сбивается, начинает паниковать. И в это время муж может просто продолжать родовой звук. И этот звук будет ограждением, которое не даст женщине выпасть из процесса, опорой, воспользовавшись которой, она сможет продолжать. При правильном использовании, звук может стать для роженицы путеводной нитью по родам, поддерживать и направлять ее в родах, подменив в этом качестве боль. И главное назначение голоса на родах — это контроль над расслаблением и работа с болью. Об этом стоит говорить подробно. Работа со звуком неразрывно связана с нашим отношением к родовой боли как к полезному дружескому явлению.

От боли не нужно прятаться, не нужно от нее бежать, единственно правильная тактика для роженицы — открываться на боль. И делать это проще всего дыханием, а потом — голосом. Голос рождается из дыхания. И с дыхания мы начинаем свою работу. Когда схватки становятся для женщины достаточно ощутимыми (еще не болезненными, но ощутимыми), роженица начинает правильно дышать. Легче всего провести схватку на выдохе. Хорошо, если выдох займет по времени всю схватку. В начале родов, пока схватки длятся 30-40 секунд, это вполне возможно. Использование такого дыхания способствует усилению необходимых родовых психических изменений. Женщина все глубже уходит в себя, занимая на схватке остатки своего сознания контролем дыхания. Подсознательно жизнь человека ассоциируется с его дыханием. Жизнь и смерть различаются наличиемотсутствием дыхания. И забота о дыхании, особенно учитывая, что состояние сознания в родах меняется, становится первостепенной. На этом фоне появление боли схватки не кажется особенно важным.

Я, моя жизнь — это дыхание, а боль — это нечто отдельное, не имеющее ко мне прямого отношения. Боль существует, но это нечто отдельное от меня. По мере того, как схватка удлиняется, а родовые пути расскрываются, длины выдоха перестает хватать. В это время роженица начинает присоединять к выдоху голос. Внешне это может выглядеть как тихий стон или вой. Вместе с голосом выдох может легко продолжаться 50 секунд и снова закрывать всю схватку. Звук помогает женщине концентрироваться на дыхании. Голосом женщина как бы гонит боль впереди себя. По мере усиления боли, пение женщины становится все громче. Рот открывается сильнее, и это дополнительно стимулирует раскрытие шейки матки. Громкий звук «а» раскрывает и расслабляет горло. На таком звуке можно провести схватку длинной более минуты и спокойно пережить максимальную схваточную боль. В отличии от схваток, потуги — достаточно агрессивная стадия, это пора активного действия. И если роженица продолжает пользоваться голосом, издаваемый звук меняется. Из продольного и тягучего он превращается в агрессивный, наездной. Женщина как бы тужится звуком. Звуком подгоняет и усиливает свою потугу, звуком атакует свою боль. Это и есть Сознательные роды: связь тела и ума, полное осознание процесса родов и полное расслабление. На протяжении всех родов по издаваемому женщиной звуку можно судить о качестве боли, о состоянии родовых путей и, следовательно, о продвижении ребенка. И на последнем этапе потуг, самом болезненном и космическом, звук, повышаясь на тон от потуги к потуге, улетает на недостижимую высоту, становится запредельным. Особенно поражает красота родового звука. Даже те женщины, которые никогда раньше не пели, звучат в родах чисто и глубоко, своим звучанием как бы подчеркивая красоту рождения.