Исследование избирательности внимания (тест Мюнстерберга). Тест Мюнстерберга на концентрацию и избирательность внимания! Методика избирательности внимания

Упражнения на ВНИМАНИЕ, МЕТОДИКА МЮНСТЕРБЕРГА

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО НАУКЕ

Вы, наверное, догадываетесь, что психология уже придумала более точные инструменты, взамен тазикам с маслом, для диагностики столь важной психической функции, как внимание. Если вы считаете, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, можете рискнуть. Предлагаем вам проверить уровень концентрации внимания себя, а если вы еще и руководитель, уровень рассеянности подчиненных. Три последующих теста на внимание являются самыми достоверными тестами, существующими на данный момент в психологии.

Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

МЕТОДИКА МЮНСТЕРБЕРГА

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг

урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамять

шогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспекта

кльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбь

ткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонт

Ованияж.

В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).

Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.


Оценка результатов.

Концентрация внимания на хорошем уровне - если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.

Концентрация внимания на достаточном уровне - если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.

Концентрация слабая - если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.

Методика «10 слов». Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).

Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.

Оценка результатов.

Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

МОЖНО ЛИ РАЗВИТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ?

Если ты моешь чашку - мой чашку.

(Китайская народная пословица)

Практически любое личностное качество подвержено не только деградации, но и развитию. За счет чего возможно развитие и усиление концентрации внимания?

Во-первых, за счет рефлексии. Сам факт осознания этого качества - концентрации внимания, осознания того, что я сам владелец своей энергии внимания и личной силы - поднимает человека на новый уровень. Очень важно видеть, куда именно расходуется ваша энергия. Многие люди могут справедливо возразить, что они не лениться, на диване не лежат, весь день крутятся, как белка в колесе. И это действительно так. Только «кпд» белки в колесе сами понимаете, какое. Чтобы овладеть в жизни на высоком уровне концентрацией внимания необходимо обладать качеством, которое в психологии называется «рефлексией».

Рефлексия - это умение видеть и отдавать себе самому отчет не только о направленности внимания, но и о своем психологическом состоянии, мыслях, чувствах, ощущениях. Это умение наблюдать себя самого как будто со стороны, как будто это наблюдает сторонний человек. Это умение видеть, где именно находится собственное внимание, куда оно направлено. Нерефлексирующий человек живет, плывя по течению - куда занесет. Рефлексия помогает личности осознать, где он находится, что делает, и что необходимо делать дальше.

Учиться осознанности жизни, несомненно, лучше всего у великих. Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года:

«Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательный видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была».

Рефлексия - это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью.

УЧИТЕСЬ ВИДЕТЬ, КУДА НАПРАВЛЕНО ВАШЕ ВНИМАНИЕ И ВАША ЭНЕРГИЯ!

Время от времени спрашивайте себя самого:

Что я сейчас делаю?

Зачем я это делаю?

Туда ли я сейчас вкладываю свои ресурсы?

Я уверен, что это мне надо делать?

На что сейчас уходит мое время?

Стоит ли мне продолжать в это вкладываться?

Для того, чтобы не забывать это делать, полезно повесить крупными буквами перед глазами несколько таких вопросов из этого списка. Вы невольно будете их вспоминать и контролировать свои ресурсы и внимание. Учитесь видеть себя самого!

Упражнение «Рефлексивное чтение» . Вы когда-нибудь контролировали собственный процесс чтения? Замечали, что часто пробегаете глазами по строчкам, но мысли где-то уже далеко, уже думают о чем-то постороннем? Внимание - вещь капризная, а особенно при слабой концентрации человек постоянно отвлекается, и даже потом уже не может вспомнить, о чем он читал. КПД такого чтения, понятно, невелико. Внимательное чтение предполагает улавливание не только общего смысла, но и всей глубины, заложенной в текст автором, всех деталей и нюансов - разумеется, если это не газета для скорочтения и не бульварно-детективное чтиво для убийства времени. Есть смысл тренироваться в этом упражнении на непустом материале, на книгах, достойных того, чтобы в них вчитываться и видеть в них глубину.

Упражнение заключается в том, чтобы полностью сконцентрироваться на тексте, полностью погрузиться в него своим вниманием, вчитываться без отвлечения в каждую строчку, искать и находить все, что сюда заложил писатель. Читайте в удобном темпе, не ставьте рекордов, а ставьте задачу вдуматься во все смыслы и нюансы. Одновременно - часть внимания на саморефлексии. Заметили, что отвлекаетесь - включаете волевые качества и вновь направляете луч внимания на главную задачу. Упражнение напоминает упражнение с секундной стрелкой, только вместо того, чем интересна стрелка - ищете, чем интересен текст. Если вам будет хватать волевых качеств и концентрированное и рефлексивное чтение войдет в привычку, вы сможете в любом тексте видеть больше, чем видят обычные читатели, воспринимающие книги вполглаза, как развлечение в метро.

Во-вторых, за счет эмоционального равновесия. Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. Полагаю, вы хорошо знаете на себе, что в возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль мешает человеку выполнять даже повседневные дела. Только в уравновешенном состоянии мы полностью способны направлять фокус внимания без потерь на отвлекающие факторы.

Показательный пример - уже упомянутые люди холерического темперамента, как люди с самым высоким уровнем эмоций, концентрируют свое внимание на любых объектах крайне непродолжительное время, с тем, чтобы опять переключиться на очередной объект. Поэтому работать над достижением эмоционального равновесия, снижения эмоционального фона, с помощью приведенных ниже упражнений, я рекомендую холерикам в первую очередь. Это позволит им нивелировать слабые места своего темперамента и лучше использовать сильные (подвижность ума, высокую энергетику, артистизм).

Людям остальных («нормальных») темпераментов тактическое снижение уровня эмоций рекомендуется в особо значимых ситуациях - перед важной беседой, экзаменами, деловыми переговорами, ответственной встречей. Перед такими ситуациями я рекомендую не отвлекаться на настольные журнальчики, разговоры с посторонними и даже на мобильные звонки - вряд ли можно увидеть спортсмена-профессонала, листающего перед матчем глянцевый журнал или весело балагурящего по мобильному. Поведение спортсмена перед матчем - это разминка и внутренняя сосредоточенность. Так и мы, пусть не все спортсмены, но в своем деле, надеюсь - все профессионалы.

Лучше всего сосредоточится на простых, но эффективных упражнениях на эмоциональное равновесие, на увеличение собранности и повышение концентрации внимания. Тогда на самих переговорах ваше мышление и внимание будут работать на все сто процентов и вы проявите все свои лучшие качества. Приведу здесь несколько таких упражнения, а еще дальше вы сможете найти еще ряд упражнений, подходящих для этих целей.

Упражнение «Дыхание» . Это хорошее упражнение не только для повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением. Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы, столь же медленно покидает, проходя в обратном направлении. Время выполнения - по обстоятельствам.

Упражнение «Гладь озера» . Особенно эффективно для снижения лишней эмоциональности и внутреннюю сосредоточенность. Представляете перед мысленным взором абсолютно тихую безветренную гладь озера. Поверхность озера совершенно спокойная, безмятежная, гладкая, отражающая прекрасные берега водоема. Вода озера зеркальная, чистая, ровная, отражающая синее небо, белоснежные облака и высокие деревья. Вы просто любуетесь гладью этого озера и медитируете на него, настраиваясь на его спокойствие и безмятежность.

Упражнение «Четки» . Старинный восточный способ сосредоточения и устранения беспокоящих мыслей. Не спеша перебираете четки, полностью сосредоточившись на этом занятии, направляя свой фокус внимание только на сам процесс. Слушаете свои ощущения в районе контакта с пальцами и погружаетесь в них, достигая спокойствия и осознанности. Если нет четок, можно их заменить прокручиванием больших пальцев. Скрестите пальцы вместе, как это в задумчивости делают многие люди, и прокручивайте большие пальцы, сконцентрировавшись только на этом процессе.

Упражнение «Кинолента» . На внутреннюю сосредоточенность и упорядочение эмоциональности. Представьте, что вы смотрите видеозапись сегодняшнего (или вчерашнего) дня своей жизни - со стороны, как в кинозале. Вспоминайте во всех мельчайших подробностях, как прошел день. Как встали, что делали утром, готовились к выходу из дома, как вышли, какие были мелкие и значимые события всего дня, с кем и о чем говорили, что было ближе к вечеру. Вспоминайте тщательно и подробно, стараясь не упустить ни одной картинки. Если сейчас вас ждет важная встреча или переговоры, еще раз мысленно прокрутите самые важные, ключевые тезисы и позиции, на которых вы будете строить свою беседу.

Упражнение «Мысленное расслабление» . Расположитесь на стуле (кресле) удобно, но по-возможности прямо, опираясь на спинку. Внутренним взором начните просматривать и расслаблять части своего тела, на которое вы направляете свой мысленный фокус внимания. Сначала направьте внимание в самый низ - на ступню правой ноги, останавливаетесь на этой области на несколько секунд, внутренним приказом полностью расслабьте ее, поднимайтесь выше. Далее фиксируете внимание на икроножной области правой ноги, полностью расслабьте. Далее поднимаетесь к области колена, прочувствуйте и расслабьте ее. Еще выше. Далее левую ногу. Потом область половых органов. Область живота. Грудной клетки. И так далее. Не спеша, с минимальным передвижением вверх. Добивайтесь полного последовательного расслабления все областей тела, но еще не падая со стула, минимальный контроль все равно остается. Это хороший способ не только тренировать концентрацию, но и отдохнуть незаметно для окружения. Обычно на это упражнение требуется 5-7 минут.

Упражнение «Сфинкс» . При внешней простоте это более трудное упражнение, чем предыдущее. Необходимо находиться на стуле абсолютно спокойно, совершенно неподвижно, не шевелясь, останавливая любые непроизвольные мускульные движения. Состояние расслабленное, напрягаться не требуется. Мысли отпустите, позвольте им также расслабленно приходить и уходить, специально никуда не направляя. Хорошо, если вы добьетесь комфортного неподвижного состояния мудрого сфинкса в течение 15 минут.

Упражнение «Скульптура» . Если вы бывали в Европе, то видели на туристских улицах людей в специальной краске, которые работают живыми скульптурами. Часто это актеры, которым развитая концентрация позволяет находиться неподвижно в непростых позах довольно длительное время. Не дай бог работать манекеном, но это полезное упражнение на проверку и развитие произвольной концентрации. Самый простой уровень - обычная прямая поза. Если вы сможете в состоянии полной неподвижности, но в относительно расслабленном комфортном состоянии 10 минут - это хороший результат. Усложните позу - приподнимите руки, наклоните голову, поверните корпус и опять добивайтесь полной неподвижности. Понятно, что чем сложнее поза, тем труднее упражнение и меньше контрольное время. Минус этого упражнения в том, что его можно сделать на людях только один раз - до приезда неотложки.

В-третьих, можно развить концентрацию за счет тренировки внимания. Тренировка развивает не только мышцы физические, но и психические. Интересно, что у тренированного внимания повышается не только сама концентрация, или по-другому говоря, устойчивость внимания, но и, как следствие, такое важное качество, как объем внимания.

Объем внимания - это умение удерживать своим мысленным взором даже не один, а несколько объектов. Этим качеством прославился римский император Гай Юлий Цезарь - он был способен совершать несколько дел одновременно, беседовать, читать сообщения, слушать устные отчеты и отдавать точные распоряжения и принимать ванну, причем без видимой потери качества всех этих процессов. Какая экономия временных ресурсов для руководящего работника!

ВЫСОКИЙ ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМ ПРИ СЛОЖНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГДЕ ТРЕБУЕТСЯ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕМ НЕСКОЛЬКО ОБЪЕКТОВ ОДНОВРЕМЕННО!

Например, вождение автомобиля. Поначалу, когда чайник садиться за руль, ему кажется, что научиться водить машину столь же недостижимо, как научиться управлять звездолетом - столько кнопочек, стрелочек, рычажков, индикаторов, тут еще педали мешают, руль неудобный… А ведь за окнами автомобиля тоже жизнь, грузовики навстречу несутся, старушки под колеса бросаются, мамаши с колясками по переходу норовят проехать, а ведь надо еще и дорогу помнить…

Поэтому начинающего водителя учат осваивать каждое действие отдельно, постепенно и последовательно, пока оно не перейдет в автоматизм, в подсознание. Сначала газ, потом тормоз, сцепление, опять газ, тормоз, сцепление… Пока не перестает путаться. Потом осваиваем коробку передач. Потом попробуем совместить. И так далее, пока действия курсанта не превратятся в прочный навык, а объема внимания будет хватать на все одновременно. Вот тогда его допустят до улицы, и только через несколько месяцев начинающий водитель перестанет потеть, освободится от стресса и научится получать удовольствие за рулем. Может быть.

К сожалению, человек с ограниченным объемом внимания похож на человека с ограниченными возможностями, вряд ли он станет хорошим водителем. А вот Гай Юлий Цезарь с его мастерством стал бы отличным водителем уже на третий день обучения и попросился бы уже за руль боевого самолета.

Также, хороший оратор обязан иметь высокий объем концентрации внимания - и в этом его сила тоже! На моих тренингах по ораторскому мастерству участники постепенно приходят к удерживанию в объеме внимания всех параметров речи - энергетики, силы голоса, взгляда, дикции, темпа, пауз, жестикуляции, строения предложений, а еще необходимо контролировать содержание, и структуру речи, и состояние аудитории… А кому легко? - говорю я им, - тяжело в учении, легко в зоне поражения…

ТРЕНИНГ КОНЦЕНТРАЦИИ

Главное - видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий!

(Правило чародеев для прохождения сквозь стены.)

Продолжим тренировку концентрации. Предложу читателям еще несколько упражнений на концентрацию внимания, кроме уже приведенных выше. Это упражнения на повышение степени собранности личности, на развитие и испытание произвольной концентрации внимания.

Упражнение «Линия» . Задача - на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении - делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

Упражнение «Дальтоник» . При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.

Упражнение Клинсмана . Знаменитый немецкий футболист, ныне успешный тренер Юрген Клинсман придумал для себя следующий способ тренировать концентрацию внимания перед матчем. Для этого он, как и космонавты, тоже использовал часы, только в более жестокой форме. Клинсман с помощью пинцета он полностью разбирал и опять тщательно собирал весь часовой механизм. Более того, в сборной Германии под своим началом он ввел это упражнение в практику тренировок, добиваясь от всех игроков полного восстановления хода часов. Если у вас не останется лишних деталей - это уже хороший уровень.

Упражнение «Муха» . Представьте поле для игры в крестики-нолики. Три на три. В центральном поле сидит муха. Задача - двигать муху так, чтобы она не выходила за края поля, и не теряя ее своим фокусом внимания. Есть только четыре хода - «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По диагонали муха не ходит, задний ход муха не дает - это считается ошибкой. Разумеется, двигать муху исключительно мысленно, рисовать поле на бумаге нельзя - игра теряет смысл. Интереснее играть вдвоем-втроем и более, труднее одному. Если вы без ошибок продержались пять минут - это хороший уровень концентрации.

Упражнение «Две мухи» . Более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи - муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один - вверх», «Муха два - вправо». Правила и задача - такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок - хороший результат.

Упражнение «Объемная муха» . Самый сложный вариант. Представьте поле для игры в крестики-нолики уже не плоское, а объемное, как кубик Рубика. В самом центре этого объемного поля, внутри, сидит муха. Задача та же - двигать без ошибок и не терять муху. К предыдущим ходам «вверх», «вниз», «вправо», «влево» добавляется еще два хода - «к себе» и «от себя». В компании на всех «мухах» интересно проверить сравнительный уровень концентрации внимания мужчин и женщин. Обычно женщины играют хуже и чаще ошибаются, чем повышают самооценку мужчин - «мы все-таки умнее…!»

Упражнение для самых умных. Которые уже догадались, что это упражнение - две «объемные мухи». Задача - безошибочно двигать по кубику Рубика муху «один» и муху «два». Это упражнение находится уже на грани возможности даже для самых продвинутых. Вряд ли вам удастся продержаться более тридцати секунд. Это подвластно уже только людям с профессиональной концентрацией внимания - шахматистам, математикам, научным сотрудникам. Если все-таки удалось - переходите к трем «объемным мухам».

Упражнение Левитана. Наш легендарный диктор Юрий Левитан, чтобы исключить нередкие даже у хороших дикторов ошибки (а чем грозила ошибка в сталинское время, объяснять не надо), тренировал профессиональную концентрацию внимания, читая перевернутый вверх ногами текст. Иногда он даже просил коллег подталкивать и мешать ему, чтобы еще больше затруднить задачу. Читал текст размеренно, громко, ровным темпом, добиваясь обычного качественного звучания. Проверьте себя. Для непрофессионала одна страница печатного текста - хороший результат.

Упражнение «Шагающий экскаватор» . Задача - сосчитать количество шагов от дома до работы, магазина, метро, детского сада, пивного ларька или другого любимого объекта. Если вы не сбились со счета за 10-ти минутный стандартный отрезок пути, это говорит о высокой концентрации.

Упражнение «Ладонь» . Задача - без отвлечений внимания рассматривать свою ладонь, как это делает гадалка. Полностью концентрируетесь на мельчайших деталях. Все имеет значение - линии, ответвления, бугорки, рисунок кожного покрова, строение пальцев. Чем больше особенностей и деталей отыщите за три минуты, тем выше у вас была концентрация внимания.

Упражнение «Разведчик» . Прочитайте абзац текста в незнакомой книге. И попробуйте воспроизвести на память слово в слово. Сразу вряд ли это получиться. Поэтому желательно тренироваться, добиваясь дословного воспроизведения сначала первого предложения. Потом двух первых предложений. Потом трех. И так далее. При этом каждый раз необходимо брать новый абзац текста, иначе это упражнение потеряет свой первоначальный смысл. Отличный уровень - дословное воспроизведение с первого просмотра текста из пяти-шести предложений. Тогда с вами можно будет пойти в разведку.

Упражнение «Абырвалг» . Возьмите простые слова из двух слогов и переворачивайте их вслух: буква - авкуб, шапка - акпаш, кошка - акшок, солнце - ецнлос, башня - яншаб, какао - оакак. Разумеется, не читать, а мысленно переворачивать и сразу произносить за счет оперативной памяти. Если простые слова переворачивать получается, можно переходить к более сложным из трех слогов: килограмм, каламбур, бракодел, бабушка, гармония. Ну, и самые сложные слова уже на грани выполнения: барабанщик, бутерброд, спекуляция, гардемарин, безобразие, понедельник. В эту игру интересно играть с детьми - как соревнование, кто быстрее справиться?

Упражнение «Бронированный колпак» . Представляете вокруг себя прозрачный, но очень прочный бронированный колпак. Он виртуальный, но через него вас никто не может побеспокоить и отвлечь - броня колпака отражает все внешние факторы. А вы в нем в это время занимаетесь своим делом, вниманием полностью погрузившись в процесс - и ничто снаружи не может вас потревожить. Актуально для работы в офисе, где много шумов и отвлекающих факторов. Или дома, за чтением книги, особенно, когда кто-то рядом готовит ужин, смотрит телевизор или слушает радио.

Упражнение «Сверхвнимание» . Полезное упражнение, когда занимаетесь делом. Прикажите себе мысленно - «сверхвнимание включено!» По этой команде представляете яркий луч внимания, который направлен на объект или дело, которым вы сейчас занимаетесь - читаете, беседуете, делаете покупки, моете посуду, починяете примус. По этой команде вы полностью сосредотачиваетесь на объекте или своем деле, задействуя весь ресурс произвольной концентрации внимания, то есть силу воли. Делайте необходимое дело с включением повышенной концентрации внимания, пока сами себе не отмените команду, ведь в режиме «турбо» постоянно находиться невозможно. Когда дело закончено или уже сочтете нужным, просто командуете себе - «сверхвнимание выключено!» и переходите в обычный режим. Полезно включать сверхвнимание на ответственных событиях - встречах, переговорах, собеседованиях и т.д. Тогда наше сознание и подсознание фиксирует всю информацию вплоть до мелких деталей. Как известно, в бизнесе, как и в общении - мелочей нет!

Posted On 05.12.2017

Предыдущая1234567Следующая

Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова.

Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Пример: рюклбюсрадостьуфркнп

Время работы: 2 мин.

Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

Тестовый материал

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж

дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп

рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб

Интерпретация

Проба на запоминание 10 слов

Представляет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с «уровнем притязаний» обследуемого (А. Р.

Методика Мюнстерберга: диагностика избирательности внимания

Лурия, 1962). «Уровень притязаний» зависит от оценки больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление «уровня притязаний» с реальными результатами позволяет судить в некоторой степени об оценке больным своего состояния. Так, при органических поражениях головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состоянию, «уровень притязаний» значительно превышает достигнутые результаты.

Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здоровые обследуемые выполняют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является одним из вариантов исследования опосредованного запоминания. Известно много модификаций этой методики. В частности, одна из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие характера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказывается на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следующую модификацию. Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отношения понятий; противоположные понятия (юг - север, любовь-ненависть), понятия различной величины (холм-гора, страх-ужас), вместилище и вмещаемое (графин-вода, шкаф- одежда), причина и следствие (укол-боль), часть и целое (слово-фраза, зерно-колос), орудие и объект труда (земля- лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство - картина). Далее предлагались пары слов, образующие суждение (орел- птица), привычные словосочетания (точка-тире), трудносочетаемые слова (курица-портсигар).

После проверки запоминания каждой группы слов устраивается перерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на 30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминания.

Опосредованное запоминание.

Предыдущая1234567Следующая

Методика Мюнстерберга

Предыдущая1234567Следующая

Методика направлена на определение избирательности внимания.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Пример: рюклбюсрадостьуфркнп

Время работы: 2 мин.

Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание. Диагностика избирательности внимания.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Тестовый материал

Фамилия испытуемого ___________________________________

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж

дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп

рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб

шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж

дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп

рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб

шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Интерпретация

Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

Если вам удалось обнаружить 24–25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Проба на запоминание 10 слов . При этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы.

Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3-4 повторений (иногда, при тренированной памяти - после 2 повторений). Через 20-30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10-15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словесного материала, можно провести исследование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.

В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.

Представляет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с «уровнем притязаний» обследуемого (А. Р. Лурия, 1962). «Уровень притязаний» зависит от оценки больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление «уровня притязаний» с реальными результатами позволяет судить в некоторой степени об оценке больным своего состояния. Так, при органических поражениях головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состоянию, «уровень притязаний» значительно превышает достигнутые результаты.

Результаты пробы на запоминание могут быть отображены графически. По кривой запоминания удобно анализировать особенности заучивания. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер.

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

Проба на ассоциативную память . Обследуемому зачитывают десять пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Например: река- море, яблоко - груша и т. д.

Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здоровые обследуемые выполняют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является одним из вариантов исследования опосредованного запоминания. Известно много модификаций этой методики. В частности, одна из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие характера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказывается на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следующую модификацию. Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отношения понятий; противоположные понятия (юг - север, любовь-ненависть), понятия различной величины (холм-гора, страх-ужас), вместилище и вмещаемое (графин-вода, шкаф- одежда), причина и следствие (укол-боль), часть и целое (слово-фраза, зерно-колос), орудие и объект труда (земля- лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство - картина). Далее предлагались пары слов, образующие суждение (орел- птица), привычные словосочетания (точка-тире), трудносочетаемые слова (курица-портсигар). После проверки запоминания каждой группы слов устраивается перерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на 30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминания.

Опосредованное запоминание. Методика разработана А. Н. Леонтьевым (1928) для исследования логического, или опосредованного, запоминания. Результаты исследования свидетельствуют не только о состоянии памяти, но и об особенностях мышления.

Исследование должно быть подготовлено заранее. Обследуемому зачитывается 10-15 слов и предлагают для того, чтобы их запомнить, подобрать к каждому подходящий по смыслу рисунок. На столе лежит 20-30 карточек с рисунками, предусматривающими различные возможности опосредования. Эти рисунки не должны служить прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Обследуемый должен установить смысловую связь между словом и рисунком, например, к слову «море» - пароход, «дождь» - зонтик и т. д. Каждый раз, подобрав нужный рисунок, обследуемый должен объяснить мотивы своего решения. Затем проверяют, насколько подобранные рисунки помогают обследуемому воспроизводить заданные в начале опыта слова и тем самым получают впечатление о состоянии у него логической памяти.

Эта методика в определенной степени позволяет судить и об интеллектуальном уровне обследуемого - слабоумным больным опосредованное запоминание недоступно.

В некоторой степени по результатам можно судить о характере ассоциаций у обследуемого: насколько они адекватны, насколько изображенный рисунок соответствует заданному слову. Однако возможности исследования ассоциативного процесса этой методикой ограничены, предопределены произведенным до исследования подбором вспомогательных рисунков.

Предыдущая1234567Следующая

Методика Мюнстерберга

являє собою суцільний літерний текст, серед якого є слова. Завдання випробуваного, зчитуючи текст, як можна швидше знаходити ці слова. На роботу відводиться дві хвилини.

Перед проходженням тесту роздрукуйте його на папері, знайдіть секундомір або попросіть товариша бути суддею. Кожне знайдене слово підкреслюється олівцем.

Після того, як випробуваний закінчує, необхідно підрахувати кількість підкреслених слів та порівняти з правильною відповіддю.

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг

урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамять

шогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспекта

кльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбь

юконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпр

ткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонтованияж.

Оцінка результатів

У цьому тесті зашифровано 23 слова. Якщо ви не вклалися за 2 хвилини, це означає, що у вас концентрація уваги нижче середнього. Якщо за 2 хвилини ви знайшли всі слова, це хороший результат. Якщо у вас залишилося навіть час - це відмінний результат. Якщо ви знайшли менше, ніж 23 слова, то за кожне пропущене слово приплюсовываете 5 секунд штрафу (граничне час рівно 2 хвилини).

Таблиці Шульте

Таблиці Шульте являють собою набір цифр (від 1 до 25), розташованих у клітинах випадковому порядку. Випробуваний повинен якомога швидше показати і назвати від одиниці до двадцяти п’яти всі цифри. Можна фіксувати цифри тільки оком або за допомогою ручки, але міток не залишати. Наведено п’ять таблиць для п’яти спроб. Необхідно реєструвати час, витрачений на цю роботу.

Тест Мюнстерберга на концентрацию и избирательность внимания!

Оцінка результатів

Концентрація уваги на хорошому рівні - якщо на кожну з таблиць витрачається час не більше 40 секунд включно.

Концентрація уваги на достатньому рівні - якщо на кожну з таблиць затрачається не більше 50 секунд.

Концентрація слабка - якщо на кожну з таблиць витрачається більше 50 секунд.

Методика «10 слів»

Цей тест побудований на тісному зв’язку концентрації уваги з короткочасною пам’яттю. Випробуваному зачитується десять випадкових слів, підібраних без явних смислових і асоціативних зв’язків. Після єдиного зачитування пропонується відтворити усі слова в якому порядку. Якщо ви працюєте самостійно, необхідно прочитати десять слів тільки один раз, уважно вчитуючись у кожне поняття, і відтворити їх, загинаючи пальці.

Наведено 5 наборів з 10 слів (для п’яти спроб).

1. Книга, троянда, доміно, яхта, кролик, окуляри, цегла, гніздо, голка, контрабас.

2. Болото, принц, кішка, магазин, парта, футбол, хмара, медуза, картина, градусник.

3. Сокира, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

4. Кіно, яблуко, чайник, диво, носоріг, жовтень, фініш, кисть, зерно, папір.

5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, пагорб, паркан, трубка, весілля, комар.

Оцінка результатів

Концентрація уваги хороша, якщо після одного зачитування вдається відтворити 8 і більше слів. Концентрація уваги задовільна, якщо вдається відтворити 7 слів. Слабка концентрація уваги, якщо вдається відтворити менше 7 слів.

Дивіться Вправи на концентрацію уваги

Главная » Тест Мюнстерберга

Скачать работу бесплатно: PDFDOC

Тест Мюнстерберга

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания.

Методы изучения избирательности внимания (Методика Мюнстерберга)

Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863-1916). Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция
Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп»
Время выполнения задания — 2 минуты

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
В тексте содержится 25 слов.
Хорошим считается результат - 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов.

  1. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 336)

Тест Мюнстерберга

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916). Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция . Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова
Пример: «лгщьбапамять шогхеюжп»
Время выполнения задания - 2 минуты

Обработка результатов и интерпретация
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
В тексте содержится 25 слов.
Хорошим считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов).

Тест Мюнстерберга

Низкие показатели - 18 и менее баллов. Ключ

бсолнце втргщоцрайон згучновость хэьгчяфакт уекэкзамен троч
ягшгцкпрокурор гурстабюетеория ентсджэбьамхоккей трсицы
фцуйгзхтелевизор солджщзхюэлгщьбапамять шогхеюжпждргщ
хэнздвосприятие йцукенгшщзхъвафыапролдблюбовь авфырпл
ослдспектакль ячсмитьбюжюерадость вуфцпэждлорпкнарод ш
лджьхэшщгиена куыфйшрепортаж эждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличность зхжэьеюдшщглоджэпрплавание дтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедия шлдкцуйфотчаяние йфоячвтлджэ
хьфтасенлаборатория гщдщнруцтргшщтлроснование зщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатрия бплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Изучение избирательности внимания традиционно проводится с помощью методики Г. Мюнстерберга. Этот тест был разработан в начале XX века для диагностики профессиональной пригодности работников в сферах с повышенной нервно-психической нагрузкой. Современный вариант методики, в отличие от классического, универсален, прост в проведении и обработке результатов. Благодаря этим преимуществам, тест нашёл применение в области образования, где используется для решения разнообразных задач: от диагностики готовности к школьному обучению до профессиональной ориентации учащихся.

Характеристика теста Г. Мюнстерберга

Наше внимание - наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях.

Павел Дуров

Тест Мюнстерберга - классическая методика, которая носит имя одного из основоположников прикладной психологии, неутомимого экспериментатора и выдающегося учёного, посвятившего свою жизнь поиску возможностей практического использования психологических знаний в различных сферах человеческой деятельности: юриспруденции, образовании, психотерапии, искусстве, военном деле, торговле, рекламе.

Будучи руководителем лаборатории прикладной психологии Гарвардского университета, Г. Мюнстерберг занимался исследованиями в области психологии трудовых процессов, его интересовал широкий круг проблем: профессиональный отбор, управление персоналом и его мотивация, повышение производительности труда. Учёный предположил, а затем и экспериментально доказал, что одним из показателей успешности в профессии у работников, чей труд сопряжён со значительными нервно-психическим нагрузками, является высокий уровень избирательности внимания.

Изначально тест был предназначен для диагностики избирательности внимания вагоновожатых. Стремясь вызвать у испытуемых переживание ситуации управления трамваем на оживлённой улице, учёный собрал настоящую лабораторную установку. На специальных картах обозначались цифрами опасные для столкновения объекты: люди, конные экипажи, автомобили. Быстро двигаясь взглядом по карте, испытуемый должен был постоянно оценивать изменения дорожной ситуации, учитывать не только расстояние, но и скорость передвижения этих объектов.

Современный вариант методики Г. Мюнстерберга, используемый для диагностики избирательности внимания детей, мало напоминает сложный тест, который учёный использовал в своих исследованиях около ста лет назад. Он представляет собой массив букв, сгруппированных в строки без пробелов, среди которых испытуемому предлагается найти и выделить слова, потратив на выполнение задания как можно меньше времени. Несмотря на свою кажущуюся простоту, тест эффективно решает задачу создания модели деятельности, успешность которой зависит от сосредоточенности испытуемого на определённых, осознаваемых им объектах в присутствии помех.

При изучении личности ребёнка тест Г. Мюнстерберга применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими диагностическими методиками. Как правило, школьные психологи используют его для решения следующих задач: определения степени готовности ребёнка к школьному обучению, мониторинга развития познавательных процессов на этапе перехода из младшего школьного звена в среднее (из среднего в старшее), изучения причин трудностей в обучении, профессиональной ориентации учащихся и др.

Процедура проведения тестирования

Как и во всяком исследовании, успех теста в большой мере зависит от правильной организации. Следует учесть ряд моментов, которые являются специфическими для разных возрастных групп.

Организационные моменты

При тестировании детей 6–7 лет предпочтительнее проводить индивидуальное исследование. Психолог должен не только выдать бланк, доступно пояснить инструкцию и зафиксировать время выполнения теста, но и понаблюдать за поведением ребёнка, послушать, какими комментариями тот сопровождает выполнение задания. Кроме этого, большинству малышей трудно сосредоточиться на выполнении задания, находясь в группе. Они отвлекаются, мешают друг другу и как следствие показывают более низкий результат.

Необходимые условия успешного исследования, конечно же, хорошее освещение и тишина.

Из оборудования потребуется:

  • секундомер,
  • стимульный материал (специальный бланк с буквенным текстом),
  • ручка или карандаш.

Детям школьного возраста дают инструкцию: «Перед вами текст, состоящий из последовательности букв, между которыми есть слова. Быстро просмотрите его, найдите эти слова и подчеркните их с начала до конца. Задание нужно выполнить точно. Закончив выполнение, поднимите руку. Я сообщу вам время, которое вы затратили на выполнение задания, запишите его в нижней части бланка».

Исследование может быть индивидуальным или групповым. При проведении группового тестирования удобнее ограничивать время выполнения задания, чтобы дети начинали и заканчивали работу одновременно. Для дошкольников и младших школьников лимит времени на выполнение теста составляет 5 минут, для учащихся средних и старших классов - 2 минуты.

Бланки тестов по методике Г. Мюнстенберга

Стимульный материал для проведения диагностики в каждой из возрастных групп представлен двумя вариантами. Они содержат случайную последовательность букв в виде нескольких строк без пробелов и 25 слов, размещённых между буквами. В тесте для младших детей «спрятано» 10–12 слов, для старших - 25.

Стимульный материал для дошкольников и младших школьников и ключи к нему

Для тестирования младшей возрастной группы используют два варианта текста:

Ключевые слова к бланку 1: кот, мяч, рак, мыло, шуба, ум, мама, буран, палка, метла, уж, автобус.

Ключевые слова к бланку 2: лиса, уж, лев, слон, барсук, мышь, бык, кит, утка, тигр.

Прежде чем начать тестирование дошкольника, попросите его прочитать вслух пару абзацев из детской книжки. Так вы убедитесь, что ребёнок достаточно владеет навыками чтения, чтобы выполнить задание.

Стимульный материал для учеников средней и старшей школы и ключи к нему

Предлагаем вашему вниманию варианты текстов для старшей возрастной группы исследуемых:

Ключевые слова к бланку № 3: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Ключевые слова к бланку № 4: зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия, футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса, грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, воодушевление, факультет, вершина, хирургия.

Наличие двух вариантов стимульного материала удобно при обследовании группы детей, так как ассоциируется у них с контрольной работой «по вариантам» и настраивает на соблюдение дисциплины.

Наличие двух вариантов поможет школьникам сосредоточиться на тестировании

В некоторых случаях бывает необходимо провести повторное тестирование через определённый промежуток времени. Например, после серии занятий по развитию внимания или в начале (конце) учебного года. Многократное тестирование с помощью одного и того же стимульного материала ставит под сомнение результат процедуры, так как на его выполнение оказывает значительное влияние упражняемость.

Обработка и интерпретация результатов

Существует два варианта подсчёта результатов в зависимости от особенностей проведения теста (на время или нет).

Вариант для методики без ограничения по времени

Вне зависимости от возраста испытуемого, при определении уровня избирательности внимания учитывается время (в секундах), затраченное им на выполнение задания, и количество допущенных ошибок (пропуск слова, подчёркнута только часть слова или лишние буквы).

Оценка результата производится с помощью специальной шкалы перевода затраченного времени в баллы. От количества полученных баллов «за время» необходимо отнять количество допущенных ошибок (1 ошибка = 1 балл). Полученное значение и будет окончательным результатом.

Пример: время, затраченное на выполнение задания –115 с., что соответствует 14 баллам. Испытуемый допустил 1 ошибку - 1 балл. 14–1=13 - средний уровень избирательности внимания

Таблица: соотношение времени выполнения задания и уровня избирательности внимания

Время, с Балл Уровень избирательности внимания
250 и более 0 I низкий
240–249 1 I низкий
230–239 2 I низкий
220–229 3 I низкий
210–119 4 I низкий
200–209 5 I низкий
190–199 6 I низкий
180–189 7 II средний
170–179 8 II средний
160–169 9 II средний
150–159 10 II средний
140–149 11 II средний
130–139 12 II средний
120–129 13 II средний
110–119 14 III высокий
100–109 15 III высокий
90–99 16 III высокий
80–89 17 III высокий
70–79 18 III высокий
60–69 19 III высокий
Менее 60 20 IV очень высокий

Вариант для методики с ограничением по времени

При определении уровня избирательности внимания испытуемого учитывается количество правильно подчёркнутых слов. Нормативы для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • 9–10 слов - высокий уровень;
  • 7–8 - выше среднего уровня;
  • 5–6 - средний уровень;
  • 3–4 - ниже среднего уровня;
  • 0–2 - низкий уровень.

Нормативы для учащихся среднего звена и старшеклассников:

  • 24–25 слов - высокий уровень;
  • 21–23 - выше среднего уровня;
  • 16–20 - средний уровень;
  • 10–15 - ниже среднего уровня;
  • 0–9 - низкий уровень.

Важным моментом является правильная интерпретация полученных результатов. К примеру, низкий уровень избирательности внимания может объясняться не только недостаточным развитием этого свойства у испытуемого, возможно, что у ребёнка близорукость, он болен или устал, чем-то сильно обеспокоен, не хочет тестироваться и т. д. Иногда дети пропускают незнакомые им слова (например, если русский язык для них не является родным), или те, что связаны у них с сильными эмоциями («любовь», «экзамен»). Сделать окончательный вывод помогут наблюдение и беседа с ребёнком .

Для испытуемых со средним уровнем избирательности внимания и выше достаточно периодически, в рамках учебных занятий или самостоятельно, выполнять «задания на внимание», соответствующие их возрасту по сложности.

У испытуемых с уровнем избирательности внимания ниже среднего, как правило, встречаются следующие трудности в обучении:

  • пропуск букв в письменных работах;
  • орфографические ошибки;
  • невнимательность;
  • рассеянность на уроках.

У таких детей часто бывает «грязь» в тетради, они испытывают проблемы с заучиванием таблицы умножения, забывают дома учебные принадлежностей. Ребёнку с низким уровнем внимания трудно списывать с доски без ошибок, он постоянное переспрашивает учителя, опаздывает на уроки.

Случается, такие дети отвлекаются на посторонние дела на уроке (играют, едят, шалят). Этой категории детей требуется организованная коррекционная работа, выполнение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

Наибольшее опасение вызывают испытуемые, у которых уровень избирательности внимания «ниже среднего» выявлен при диагностике готовности к школьному обучению или в начальной школе. Это дети с неблагоприятным прогнозом в отношении школьной успеваемости, они постоянно должны находиться в зоне повышенного внимания учителя, воспитателя и психолога.

При необходимости, к коррекционной работе привлекают и других специалистов (логопеда, психотерапевта). Целесообразно провести разъяснительную работу с родителями ребёнка, порекомендовать упражнения, направленные на развитие внимания, для занятий в домашних условиях.

Тренировка избирательности внимания на основе теста Мюнстерберга

На основе стимульного материала теста Г.Мюнстерберга разработано большое количество упражнений для тренировки избирательности внимания.

Цепочки букв для тренировки избирательного внимания

Рассмотрим некоторые примеры заданий для детей 6–7 лет, при подготовке которых были использованы словарные слова, русские народные пословицы и загадки. Рекомендованные игры будут полезными и при использовании в кругу семьи.

Варианты:

  1. Найдите среди букв спрятанные слова, подчеркните их, составьте с ними предложение: ГРАДУГАТУМНЕБОЯЧЖУТУЧАШХТЮЫКЦДОЖДЬСП (радуга, небо, туча, дождь).
  2. Найдите среди букв спрятанные слова и исправьте в них ошибки: СЧЬМАЛОКОФХЗКАРЗИНАУЫЙЭКОПИТАНЬБОСАМАЛЁТ (молоко, корзина, капитан, самолёт).
  3. Найдите среди букв спрятанные словарные слова и подчеркните их. Какое из слов лишнее? ЗЕКАРАНДАШБРЙКАПУСТАМТМОРКОВЬЮЫКЦОГУРЕЦМП (карандаш, капуста, морковь, огурец).
  4. Найдите среди букв спрятанные словарные слова и составьте из них пословицу: ВАСТАРЫЙОТПДРУГЫУЛЮЛУЧШЕОПТНОВЫХЖФЦЩШДВУХЩФТП (Старый друг лучше новых двух).
  5. Найдите среди букв спрятанные слова и отгадайте загадку: ЫДСТОВШГПОДЁЖЕКРЖАШЬВСЕЖАЩШБЕЗПОЖВЗАСТЁЖЕКЩШТР (Сто одёжек все без застёжек, отгадка: капуста).

При подборе упражнений целесообразно учитывать интересы и возраст ребёнка, задания для детей 6–7 лет должны быть увлекательными и разнообразными, похожими на игру.

Между любыми двумя карточками можно найти одно совпадение в картинке - по этому принципу устроено много детских настольных игр

Отличный вариант семейной настольной игры на развитие избирательности внимания - игра «Доббль». На видео мама с дочкой играют с самодельными карточками.

Видео: игра для развития внимания (изготовлена своими руками)

Вместо массива букв - значки и геометрические фигуры, но принцип тот же, что и в тесте Г. Мюнстерберга: нужно быстро находить определённые объекты среди множества подобных. Параллельно игра развивает мелкую моторику, улучшает отношения в семье, поднимает настроение!

Для оценки эффективности тренировки внимания целесообразно провести повторное тестирование испытуемого через 2–3 месяца, при этом стимульный материал теста необходимо обновить. О положительной динамике развития внимания также будут свидетельствовать: улучшение успеваемости и поведения на уроке (меньше ошибок в письменных работах, правильно списывает с доски), появление усидчивости, стремление к аккуратному ведению тетради.

Тест Г. Мюнстерберга - методика, которая десятки лет используется для диагностики избирательности внимания детей и взрослых. Она оказалась востребованной при проведении профессионального отбора сотрудников на работу, определении степени готовности детей к школе, исследовании причин слабой успеваемости учащихся. Модификации этого теста используются не только для диагностики, но и для тренировки избирательности внимания. Игры и упражнения на основе стимульного материала легко подготовить своими руками, требуется только проявить желание и фантазию.

В каких случаях HR используют методику Мюнстерберга

Есть должности, где от сотрудника требуется особая сосредоточенность и внимательность. Например, оператор конвейера, диспетчер авиалиний, пилот или водитель метро.

Определить, что у сотрудника или кандидата на вакансию есть такое качество, поможет методика познавательных процессов Г. Мюнстерберга.

Это простой, практичный и легкий в использовании тест. Его используют HR во всем мире для диагностики профессиональной пригодности работников на должности с повышенной нервно-психической нагрузкой.

Рекомендуем использовать тест по методике Мюнстерберга при отборе кандидатов на специальности, требующие хорошей концентрации и избирательности внимания. Особенно актуально это для таких специальностей как, водитель, корректор, диспетчер, оператор, бухгалтер, банковский служащий, инженер.

Уникальный материал для HR: полная подборка тестов и опросников для оценки персонала

Что представляет собой методика Мюнстерберга

Психолог Гуго Мюнстерберг разработал свою методику более ста лет назад. Сейчас тест мало напоминает современный вариант - это простой в использовании и легкий в интерпретации инструмент.

В тесте Мюнстерберга всего одно задание. Это случайный набор букв без пробелов, разбитый на строки. В тексте встречаются русские слова. Например: «пыдомьпомощьжшжля ». Задача испытуемого - найти все слова и подчеркнуть их.

На первый взгляд задание кажется простым. Но оно успешно выполняет свою задачу - создает модель деятельности, где эффективность зависит от умения сосредоточиться.

Пример тестового задания по методике Мюнстерберга

★ Интересный факт. Мюнстерберг - автор теста для телефонисток. Каждая девушка получала свежий номер газеты (чтобы новизна содержания отвлекала ее внимание). Далее ей предлагали в тексте газетной статьи зачеркнуть все буквы «а». Время на выполнение - 6 минут. Скорость и точность зависели от умения претендентки отвлечься от интересного текста и сконцентрироваться на рутинном задании.

2 примера использования методики Мюнстерберга на внимание

  1. Космонавты во время подготовки к полету проходят специальный тренинг на внимательность. Одно из заданий курса основано на методике Мюнстерберга. Испытуемый должен не просто выполнять задания теста (подчеркивать слова), но и мысленно отсчитывать минуту в течение, которой выполняется задание. По истечении минуты выполнение задания нужно прервать.
  2. При приеме на работу и при аттестации тест Мюнстерберга проходят авиадиспетчеры многих компаний. Оценка внимания по методике Мюнстерберга - обязательная часть исследования профессиональной пригодности специалистов этой профессии.

Как применять методику Мюнстерберга: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Подготовка

Для проведения нужна хорошо освещенная комната с удобными столами.

Из оборудования потребуется:

  • секундомер;
  • стимульный материал (специальный бланк с тестом по методике Мюнстерберга).
  • ручка или карандаш.

Бланк теста по методике Мюнстерберга

Ключ для теста Мюнстерберга

Шаг 2. Объясняем задание

Вам нужно озвучить примерно следующее:

  1. «Я раздам листы с текстом. В нем случайная последовательность букв без пробелов.
  2. В тексте встречаются слова. Это существительные русского языка в именительном падеже единственного числа.
  3. Ваша задача - найти и подчеркнуть эти слова. Для этого нужно просмотреть весь текст по порядку - строка за строкой.
  4. Я включу секундомер сразу после того, как раздам вам листы с текстом. Когда закончите, поднимите руку, я зафиксирую ваш результат».

Шаг 3. Проводим тест

Раздаем листы с текстом, фиксируем начало выполнения. Время выполнения - 2 минуты .

Шаг 4. Подсчитываем результат

Фиксируем количество правильно найденных слов. Всего в тесте - 27 слов. Отмечаем также, сколько слов, испытуемый выделил неправильно.

Шаг 5. Интерпретируем результат

Интерпретация теста Мюнстерберга зависит от требований специальности. Если умение концентрироваться не является основным требованием, то даем качественную интерпретацию :

  • неудовлетворительно - найдено менее 15 слов;
  • удовлетворительно -найдено от 15 до 20 слов;
  • хорошо - найдено 20-25 слов;
  • отлично - найдено 26–27 слов.

Если повышенная концентрация - основное требование по специальности, то даем количественную интерпретацию . Для минимального уровня ошибок устанавливаем высший показатель в баллах. Каждое пропущенное слово или превышение минимального времени на 10 секунд отнимает 1 балл.

Таблица интерпретации результатов теста Мюнстерберга на внимание

Затраченное на прохождение теста время, сек

Количество баллов

Уровень избирательного внимания

250 и более


Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

Обработка результатов.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

нтерпретация.

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

5. Какие методики могут быть использованы для определения качества отношений в парах «мама-ребенок» или «ребенок-педагог»?

1) Опросник межличностных отношений В.Шутца (диагностика различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также изучение коммуникативных особенностей личности).

2) Опросник диагностики ролевых паттернов Ю.Александровой (диагностика ролевых паттернов отношения к другому (супружеского, родительского и профессионального) взрослого человека).

3) Опросник С.Духновского (определение характеристик дисгармонии межличностных отношений).

4) Методика «Многомерной оценки детской тревожности Е.Ромицына (анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками, учителями и родителями).

5) Цветовой тест отношений А.Эткинда (исследование эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям на невербальном уровне субъективного отражения).

6) Опросник приспособляемости Х.Белла (диагностика жизненной приспособленности человека (к семье, к социуму, эмоциональная уравновешенность).

7) Фильм-тест Р.Жиля (соц. приспособленность ребенка, его взаимоотношения с окружающими (отношение к матери, отношение к учителю), поведенческие характеристики, черты личности).

8) Тест-опросник Родительского отношения А.Варга, В.Сталин (система чувств к ребенку, поведенческие стереотипы в общении с ним, особенности восприятия личности ребенка, его поступков).

9) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Орел (стандартизированный тест-опросник для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения).

10) Проективный рисуночный тест «Я и мой ребенок»

11) Семейный тест отношений И.Марковской (проективная методикана определение позиции ребенка в семье).

12) Проективный рисуночный тест «Три дерева» Э.Клессман (внутрисемейные отношения, место ребенка в семье, уровень симбиотической привязанности).

7. Учитель обратился к школьному психологу с жалобой на плохое поведение и трудности в обучении одного из учеников (младшего школьного возраста). Какие методики позволят выявить причины сложившейся ситуации?

1. Тест Руки (по Т. Н. Курбатовой) – от 12 и старше.
2. РАТ (по Л. Н. Собчик) – от 13 лет и старше.
3. Цветовой тест Люшера (по Л. Н. Собчик) – от 7 и старше.
4. ЦТО (по Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) – с 5 лет и старше.
5. МПДО (по Личко) – с 13 лет и старше
6. Цветовой тест Люшера (по Л. Н. Собчик) – от 11 лет и старше
7. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (по Л. Н. Собчик)
8. Тест Подростки о родителях (по Л. И. Вессерман, И. А. Горьковыская, Е. Е. Ромицына) – от 13 до 18 лет