Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Календарь и нормы развития ребенка от рождения до года Все про детей от 0 до года

Последнее изменение 24.04.2017

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 1 292 times, 2 visits today)

За первый год жизни родители вместе с крохой проходят сложный путь. За 365 дней новорожденный превращается в маленького человечка, который проявляет эмоции, овладевает новыми навыками с молниеносной скоростью и начинает разговаривать. Развитие ребенка по месяцам до 1 года происходит поэтапно. С каждым новым днем грудничок получает новые навыки и радует родителей новыми достижениями.

Доказано, что каждый ребенок индивидуален, поэтому приведенные в календаре навыки малыш может освоить раньше или чуть позже. Наиболее важными критериями развития являются:

  • увеличение веса (от 350 до 1 килограмма в месяц);
  • рост, окружность грудной клетки, головы;
  • прорезывание зубов;
  • статические и двигательные функции.

Врачи стремятся вывести нормы для каждого критерия физического развития, но у них это не выходит. Ребенок развивается нормально, если его вес вдвое увеличился к 6 месяцам, а к году стал больше втрое. Увеличение роста также происходит ускоренными темпами по 3 сантиметра за 30 дней. К годовалому возрасту кроха становится выше на 25-30 сантиметров.

По физическим показателям (вес, рост, объемы) девочки обычно отстают от мальчиков.

Не менее важными критериями развития, являются окружности головы, грудной клетки. К году грудь должна быть по замерам больше, чем голова. Зубы у каждого грудничка прорезываются по своему графику, к 12 месяцам их должно быть 6-10.

Педиатры чаще всего обращают внимание только на физические показатели развития ребенка, а неврологи задают вопросы о психоэмоциональных. Родителям стоит обращать внимание:

  • проявление эмоций;
  • развитие речи;
  • переход от рефлекторного хватания предметов к осознанным играм с ними;
  • понимание слов и интонации взрослых.

Остановится подробно стоит на речевом развитии. Новорожденный реагирует на неудобства криком, а позже начинает проявлять и положительные эмоции улыбкой. Первую улыбку родители могут увидеть во время сна ребенка, к 3 месяцам она появляется, когда он бодр. По мере роста грудничок начинает произносить первые звуки, слоги, слова. Считается нормой, если к году будет насчитываться порядка 10 устойчивых, но простых слов.

Для того, чтобы развитие крохи соответствовало возрасту, с ним можно начинать заниматься с самого раннего возраста. Для соблюдения темпов физического развития, педиатры советуют следовать рекомендациям по питанию, делать легкий массаж и гимнастику. Неврологи советуют с шестимесячного возраста играть с малюткой, читать ему, проводить развивающие занятия.

Первый месяц жизни

Период с рождения малыша до 1 месяца является адаптационным. У новорожденного продолжают развиваться его органы, значительно прибавляется вес. Большую часть дня он спит, просыпаясь только для кормления, при физических неудобствах. Плач появляется при раздражителях:

  • переполненном подгузнике;
  • боли;
  • голоде;
  • холоде или жаре.

Во время осмотра педиатры и неврологи проверяют наличие рефлексов у грудничка. На первом месяце жизни должны присутствовать рефлексы: ходьбы, сосания, плаванья, поиска, хватания. Со временем часть этих рефлексов замещается моторными навыками.

Для первых недель жизни наиболее важно наладить питание новорожденного. Он должен прибавить не менее 600 грамм. Для этого используется грудное или искусственное вскармливание. Не рекомендуется прикладывать кроху к груди или давать ему смесь по часам. Идеальный режим – давать ему питаться по требованию. У новорожденных до месяца чувство голода может возникать каждые 1-3 часа, такой промежуток сохраняется ночью.

Среди навыков у малютки можно заметить попытки удерживать головку из положения на животе, задержку взгляда на неподвижных ярких предметах и реакцию на громкие звуки. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается к вашей речи, пытается издавать гласные. По этой причине мама рекомендуется петь колыбельные, проговаривать свои действия во время ежедневных процедур, обращаться к младенцу. Над кроваткой подвесьте яркие игрушки, чтобы он мог тренировать взгляд.

Наиболее важно в период от рождения до месяца жизни установить между мамой и малышом тесный контакт. Для этого часто прикладывайте малютку к груди, не отстраняйтесь от ухода за ним.

К концу первого месяца жизни важно приучить ребенка к режиму дня. Он не должен быть жестким, вгоняющим младенца в рамки. Нужно лишь соблюдать режим тишины ночью, использовать только приглушенный свет. Просыпаясь малыш должен понимать, что сейчас время ночного отдыха, не лучшее для длительного бодрствования. Если вы не будете ночами сидеть за компьютером или смотреть телевизор, то малютка быстро уснет.

Второй месяц

На втором месяце можно заметить, что ребенок стал более бодрым. Он оживленно реагирует на появление матери: начинает дергать ручками, ножками. Младенец начинает внимательно рассматривать лицо мамы, учится считывать ее эмоции. Его могут напугать проявления:

  • злости;
  • раздражительности;
  • агрессии;
  • грусти.

У мамы может случится депрессия из-за нестабильного гормонального фона. Для того чтобы победить послеродовой недуг, помните, что маленькому человеку очень важно, чтобы рядом с ним была спокойная, веселая мама. Если вы будете расстраиваться без причины, плакать и злиться, то кроха будет вести себя раздраженно. Эмоциональная связь с матерями дает детям возможность даже на расстоянии угадывать настроения друг друга. Вы можете заметить, что ребенок неспокоен, если сами не можете прийти в состояние душевного равновесия.

Для этого возраста характерны: увеличение веса минимум на 700 грамм, прибавка роста около 3 сантиметров. Условные рефлексы новорожденного начинают затихать, а периоды бодрствования становится больше. Малыш может захотеть общаться ночью, а днем проводит без сна от 15 до 40 минут каждые 2-3 часа. Он начинает исследовать свои руки, поэтому строгое пеленание применять не следует. Кроха начинает пытаться дотянутся до предметов, с интересом изучает окружающий мир.

Рекомендуется окружать малыша яркими предметами, чтобы он их рассматривал. Периодически вкладывайте в ладошку погремушку. Ею же водит из одной стороны в другую, чтобы помогать развитию навыка слежения глазами.

Третий месяц

Важной вехой развития ребенка является третий месяц. Чаще выкладывайте малыша на животик, чтобы он тренировал мышцы предплечий, груди, шеи. Он уже уверенно держит головку, начинает поднимать верхнюю часть корпуса для лучшего обзора. Положение лежа на животе является предпочтительным для младенца, так как оно помогает избавиться от лишних газов в кишечнике. Не позволяйте крохе долгое время лежать на боку, чтобы не допустить искривления позвоночника.

Если рождение грудничка пришлось на зиму или осень, то ближе к трем месяцам ему нужно начать давать раствор витамина D. Дозировку указывает педиатр, исходя из физического состояния ребенка. Летом, при регулярных длительных прогулках, необходимости в приеме витамина нет. Обратите внимание, что препарат может вызывать аллергию или стать причиной побочных действий. Передозировка его опасна. Давайте витамины и любые лекарственные средства детям до года только по рекомендации врача.

Промежутки между сном и бодрствованием могут составлять до полутора часов. В это время малыш:

  • активно лепечет, произнося нараспев разные звуки;
  • любопытно изучает окружающую его обстановку;
  • вытаскивает изо рта соску, делает попытки вернуть ее обратно;
  • поворачивает голову в положении лежа на животе;
  • начинает перекатываться на бок;
  • проявляет эмоции (смеется, улыбается);
  • кричит, когда ему необходимо внимание;
  • тянет в рот игрушки, делает попытки ударить по погремушке или дотянутся до нее.

Познание тела у ребенка продолжается: он изучает не только руки, ощупывает личико и ноги. Важно во время гигиенических процедур подстригать ногти малышу, чтобы он не оцарапал себя. Чтобы развитие крохи было гармоничным, проводите с ним как можно больше времени. Дарите свою любовь и занимайтесь.

На третьем месяце жизни рекомендовано делать ежедневно легкий массаж, базовую гимнастику. Продолжайте занятия с погремушками. Усложните задачу малышу, прячьте игрушку за бортом кроватки, а затем показывайте ее, привлекая внимание звуком. На третьем месяце жизни кроха должен поворачивать голову к погремушке, легко находить ее взглядом.

Четвертый месяц

В этом возрасте грудничок продолжает развивать зрение, слух и реакцию. Из положения лежа на животе он уже вытягивает ручки, а ножками пытается оттолкнуться от опоры. Младенец умеет отличать мать от других людей. Он начинает капризничать, если она исчезла из его поля зрения, среди всех взрослых отдает предпочтение именно ей. Для женщины этот возраст ребенка очень сложный, она начинает чувствовать сильную усталость, так как младенец просится на руки, часто бодрствует по ночам.

Педиатры рекомендуют на четвертом месяце жизни познакомить младенца с музыкой. Выбирайте классические произведения, они успокаивающе действуют на нервную систему. Звуки – важная часть этого возраста. Кроха пытается самостоятельно извлечь их из окружающих предметов. Для этого он трясет погремушкой, бьет ей об окружающие поверхности.

Он продолжает следить за движущимися объектами, с интересом знакомится со своим отражением в зеркале. Руки его двигаются более осознанно. Они хватают игрушки, тянут их в рот. Из положения лежа на спине кроха начинает пытаться сесть. Но не стоит присаживать его, до того как он сделает это самостоятельно.

Пятый месяц

Для этого возраста характерен скачок развития. Он начинает переворачиваться с живота на спину и пытается вернуться обратно. Чаще всего это получается. Родителям стоит предельно внимательными, так как кроха может упасть с кровати или пеленального стола. Малыши начинают ползать, лучше всего если они будут делать это в кроватке или манеже. Теплой весной или летом можно постелить одеяло на пол, чтобы дать младенцу больший простор.

Главный признак нормального развития – умение распознавать своих и чужих. При появлении в поле зрения незнакомца, кроха начинает вести себя настороженно, он не пойдет к нему на руки. Если взять младенца на руки, то недовольство он может показать криком. Успокоиться чадо только на руках у родителей.

К пятому месяцу жизни малыш:

  • уверенно осматривает мир из положения лежа на животе;
  • играет во время бодрствования и еды;
  • учится находить взглядом людей или крупные объекты;
  • охотно взаимодействует с предметами, хватает их, подтягивает к себе;
  • может сидеть с опорой несколько минут;
  • грудь или бутылочку во время еды держит руками.

Эмоционально груднички очень неустойчивы – у них может кардинально меняться настроение за считанные секунды. Плач становится ответом на недостаток внимания. Лепет становится активным, появляются согласные. Некоторые слоги заменяют простые слова.

Шестой месяц

Для возраста характерно развитие быстрыми темпами. Многие мамы утверждают, что груднички в течение шестого месяца каждый день показывают новые умения. Это действительно так, мышцы ребенка уже окрепли. Он может руководить движениями своего тела и все больше интересуется миром:

  • с удовольствием играет в «ку-ку»;
  • начинает пить из детской кружки с носиком;
  • осваивает прикорм (этот момент можно отложить, если пищевого интереса не возникло);
  • формирует причинно-следственные связи (ударил рукой по игрушке, она начала звенеть);
  • по-пластунски может преодолеть до 30 сантиметров;
  • встает у опоры;
  • поворачивается, с интересом наблюдая за окружающей обстановкой;
  • начинает разглядывать картинки.

В лексиконе младенца появляются короткие слова, чаще всего это обращения к родителям. Он начинает откликаться на свое имя, особенно, если вы часто его повторяете. Старайтесь чаще разговаривать и играть с ребенком, чтобы он активно развивался. Изучайте совместно крупные и яркие картинки в книгах, такие занятия должны длиться недолго всего 2-3 минуты.

Седьмой месяц

На этом этапе развития малыш закрепляет навыки, полученные в предыдущий месяц:

  • сидит более уверенно;
  • начинает ползать;
  • бьет игрушками о пол или другие предметы;
  • находит взглядом крупные объекты;
  • любит купаться, так как у него появляется возможность бить ладошками по воде.

Следите за тем, чтобы в доступе у крохи не было мелких предметов. Он обязательно решит попробовать их на вкус. В плане питания развитие идет усиленными темпами. Малютка снимает пищу с ложки и хорошо пьет из кружки, если вы поддерживаете его.

Чтобы стимулировать дальнейший рост грудника, давайте ему пищу с кальцием и белком. Если нет пищевых ограничений по здоровью, в рацион можно добавить молочные каши, творог, мясо. Эти продукты необходимы для прорезывания зубов, работы сердца, нормального роста костей и мышц.

Восьмой месяц

На восьмом месяце жизни грудничка не стоит оставлять одного, особенно на пеленальном столе или родительской кровати. Он уже самостоятельно встает у опоры, садится и перемещается. Это время идеально подходит для знакомства с новыми игрушками:

  • пирамидкой;
  • баночек с крышками;
  • счетами;
  • кубиками.

Эмоциональная связь с мамой по-прежнему остается сильной. Малыш расстраивается, если она покидает его даже на короткое время. Он скованно себя ведет в незнакомом месте, а дома уже отлично ориентируется в пространстве.

Во время бодрствования рекомендуется включать младенцу ритмичную музыку (в это время он начинает изображать подобие танца). Кроха может исполнять мелкие просьбы, учится махать уходящим родственникам. В лексиконе у него могут появиться новые слова: «мама», «пока», «папа».

Девятый месяц

В этом возрасте можно вместе с малышом совершенствовать мелкую моторику. Он уже с легкостью рвет и мнет бумагу. Неврологи утверждают, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому стоит помочь крохе. Сейчас в продаже есть специальный пластилин с небольшими шариками внутри. Он массирует пальцы и ладошки малыша, стимулируя нервные окончания.

Главным навыком девятого месяца жизни является – хождение вдоль опоры. Не стоит переживать, если в процессе ребенок упал на попу. Он встанет без вашей помощи и пойдет дальше. Такие ошибки позволяют развить у малыша вестибулярный аппарат, координацию и равновесие.

Грудничок начинает манипулировать родителями при помощи крика. Он начинает возмущаться, когда ему не дают самостоятельно есть ложкой или одеваться. При этом он любит, если ему дают поручения, особенно при посторонних или других родственниках.

Десятый месяц

В этом возрасте малыши умеют:

  • танцевать, топать, стоять без опоры и перемещаться у нее;
  • удерживать в руке по несколько предметов одновременно;
  • выполнять разнообразные действия с предметами;
  • показывать части лиц на картинках, игрушках или окружающих взрослых;
  • складывать мелкие предметы в ящики или ведерки;
  • копировать движения и мимику взрослых.

Поощряйте игры и самостоятельные действия ребенка. Они с их помощью познают мир, начинают ощущать себя личностями.

На десятом месяце жизни ребенку будет интересно пообщаться с другими детьми. При этом его можно начать воспитывать. Он уже поймет слово «нельзя» и простые просьбы («пойдем», «присядь», «постой»). Учитывайте, что малыш может не слушать ваши слова.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы

К этому периоду отлично подходит определение «взрослый ребенок». К этому периоду малыш овладел практически всеми базовыми навыками. Многие груднички этого возраста начинают вставать и ходить без опоры. Они отлично владеют своим телом и начинают активно участвовать во всех процессах: одевания, купания, питания. Они проявляют свои вкусовые пристрастия, отказываются от пищи, которая не понравилась по вкусу или консистенции.

Родители начинают понимать своих детей, ведь они произносят уже осознанные слова. Незнакомцам они могут показаться бессмысленным набором звуков. Всего к годовалому возрасту в лексиконе должно насчитываться около десятка слов.

Ребенок в возрасте около года повторяет звуки, которые он услышал от взрослых или телевизора. Старайтесь не использовать матерные слова, чтобы в лексиконе ребенка не появилась брань.

Эмоциональная связь появляется не только в отношении родителей. Кроха начинает испытывать привязанность к игрушкам. Вы можете заметить, что некоторые игрушки он берет чаще. К 11 месяцам обязательно приобретите грудничку куклу, несколько резиновых игрушек в виде животных, мягкие игрушки для сна. Он начнет ухаживать за своими питомцами: укладывать их спать, кормить и одевать.

Мягкие игрушки нельзя приобретать, если малыш склонен к аллергии. Если проблем со здоровьем нет, то лучше всего купить варианты с коротким ворсом и регулярно стирать их вместе с наполнителем.

Знакомство с окружающими предметами завершается тем, что младенец понимает, как правильно пользоваться ими. Он знает, что телефон нужно прикладывать к уху, молотком можно забить гвоздь, а веником нужно водить по полу. В возрасте около года дети могут проявлять себя как хозяева. Они перекладывают вещи с одного места на другое.

Не стоит переживать, если в год ваш малыш не делает попытки ходит без опоры, а в 5 месяцев не сидит. Все приведенные этапы развития крохи проходят постепенно от одного к другому. После полугода они изменяются практически каждый день, радуя родителей первыми попытками ходьбы или звонким смехом. Развитие ребенка по месяцам до года чаще всего проходит по индивидуальному графику, который опережает среднестатистический или отстает от него. Родителям важно не поддаваться панике в обоих случаях. Регулярно посещайте педиатра, грамотный врач во время них определит, насколько нормально протекает процесс обучения навыкам.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.


Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.


Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.


Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).


В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.


Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Чтобы ваши занятия с детками до года были еще более разнообразными и интересными, посмотрите ряд видеоуроков, где подобраны отличные упражнения для грудничков. Чаще играйте с детьми, и вы научитесь получать от этого процесса большое удовольствие.

Развитие ребенка 1 месяц (новорожденный).

Когда малыш рождается у него еще отсутствуют хорошо выраженные слуховые и зрительные реакции, но тем не менее он нормально слышит и видит. Новорожденный кроха замирает если слышит дыхание и голос мамы. А примерно через месяц ребенок по разному глядит на маму и на незнакомого человека. Если новорожденный смотрит на мать, его взгляд ожидающий, смотрит он неподвижно. А если крошка глядит в лицо незнакомству, его глазки изучают человека, «гуляют» по лицу.

Что любит ребенок 1месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха любит:

  • Нежное и плавное укачивание на руках у мамы. Когда мама укачивает малыша, он вспоминает о своей «прошлой жизни» у мамы в животике.
  • Любит всё предсказуемое, то есть он должен знать, что будет дальше. Например: своеобразный ритуал, когда мама наклонилась над ним, взяла к себе, открыла грудь – это знак – пора покушать!


Чего боится (не любит) ребенок 1 месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха не любит:

  • Когда слишком часто меняются ухаживающие лица. Это случается тогда, когда родители работают. В таком случае будет лучше если за маленьким ребенком будет ухаживать одна бабушка или нянечка.
  • Ненадежных рук взрослого человека. Если человек держит кроху одной рукой или неполной ладонью, малыш при этом чувствует тревогу и беспокойство. Всегда держите ребеночка плотно, обвалакивающе, но не сдавливайте его, это придаст ему уверенности.


Умения ребенка 1 месяц (новорожденный).

К концу 1 месяца должен уметь:

  • Хорошо реагировать на свет – должен жмурится от яркого освещения.
  • От сильного резкого звука должен вздрагивать и моргать, поворачивать голову в сторону источника звука.
  • Улыбается в ответ на ласковые слова взрослых.
  • Начинает ненадолго поднимать голову лёжа на животе.


Родители и малыш 1месяц (новорожденный).

Что делать родителям с новорожденным ребенком:

  • Если новорожденный малыш плачет, не нужно нервничать, тогда он сможет быстрее успокоиться. Ласка, терпение и любовь родителей творят чудеса. Если вы будете сами нервничать, ребенок это почувствует и не сможет успокоиться.
  • Не нужно бояться избаловать новорожденного малыша. Ласкайте его, качайте, носите на руках!
  • Если вам нравится то, что сделал малыш, одарите его улыбкой, и он это еще раз повторит.
  • Если вы устали, отдохните, попросите помощи близких.

Родители и малыш в 6 месяцев.

  • Применимы все правила, что и раньше.
  • Не старайтесь сажать или тем более ставить на ножки ребенка раньше, чем малыш начнет делать это сам. Лучше развивайте то, что ребенок пробует сам.
  • Родителям нужно научиться говорить «Можно вот тут, с этим предметом, так…», вместо слова «Нельзя»
  • Ребенок уже понимает разговоры родителей, поэтому необходимо следить за тем, какие разговоры вы ведете при ребенке.
  • В этом возрасте малыш осознанно начинает руководить родителями. Он может жалобно плакать или морщить носик, если вы не хотите взять его на руки. Если у вас есть дела, объясните ребенку, что сейчас вы сделаете то-то или то-то и обязательно возьмете его. Разговаривайте с ребенком. Он все понимает.

Как известно, развитие ребенка в первые месяцы его жизни зависит от многих факторов и не может быть у всех детей одинаковым. Малыши, рожденные раньше положенного срока, имеют меньший вес и нуждаются в специальном уходе, поэтому их педиатры относят к особой категории, по крайней мере, до полугода. Очень важно учитывать, как прошли роды, на каком вскармливании находится младенец - на или на , в каких условиях проживает его семья. Тем не менее, существуют определенные моменты в развитии детей, которые их объединяют, и сейчас мы рассмотрим их по месяцам.

1-ый месяц

Первый месяц жизни является для малыша самым сложным, поскольку именно в это время его организм адаптируется к окружающей среде. Роды - это стресс не только для матери, но и для ребенка. Младенцу необходимо восстанавливать силы, поэтому он нуждается в частых кормлениях и примерно 70% времени тратит на сон. Ребенок хаотично машет ногами и руками, сжимая ладони в кулачки. Многие малыши в этом возрасте страдают от независимо от типа кормления.

К концу первого месяца жизни малыш начинает учиться самостоятельно держать голову, но это только первые попытки - позвоночник еще не окреп. Происходит и еще одно приятное изменение - ребенок начинает реагировать на яркость света в помещении и на красивые игрушки. Набор в весе в среднем составляет 700-900 грамм, в росте - 2-3 см.

2-ой месяц

На втором месяце жизни ребенок становится более активным, реагирует на находящихся рядом людей, звуки, выражает свое эмоциональное состояние движениями. Например, он может лежать в кровати спокойно, а при появлении матери начать размахивать ручками и ножками, тем самым выражая свою радость. Малыш держит голову уже более уверенно и старается выгибать шею и поворачивать ее, когда чем-то заинтересован, а так же пробует самостоятельно дотягиваться до игрушек. Начинаются и первые попытки говорить, но пока не слова, а короткие слоги, такие как «Агу», «Ага», «Бу», «Ба», тянет гласные буквы.

Малыш успокаивается на руках у матери, когда плачет. Средняя прибавка в весе составляет 700-900 грамм, в росте - 2-4 см.

3-ий месяц

Ребенок уже умеет держать голову и способен опираться но локти, если положить его на животик. Это очень важно делать для правильного развития мышечного тонуса, а вот на боку ребенку подолгу лучше не лежать. Важно обратить внимание на позу для сна, которую в основном предпочитает малыш. Если он чаще спит на одной из сторон тела, нужно переворачивать его во сне, чтобы чередовать бока. Это делают для того, чтобы избежать искривления позвоночника и неправильного развития черепа.

Ребенок становится более самостоятельным: сам дотягивается до интересующих его игрушек, вытаскивает соску изо рта, или наоборот, сам ее тянет в рот. Средняя прибавка в весе составляет 700-800 грамм, в росте - 3-4 см.

4-ый месяц

На четвертом месяце жизни у малыша уже намного лучше скоординированы движения, он предпринимает первые попытки самостоятельно перевернуться. В положении лежа на животике может вытягивать руки вперед. Возрастает активность, проявляется больший интерес к игрушкам, малыш пробует их на вкус. Ребенок реагирует на обращение с нему, узнает близких людей даже в присутствии большого количества посторонних.

Средняя прибавка в весе составляет 650-750 грамм, в росте - 2-3 см.

5-ый месяц

Ребенок умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, старается отталкиваться, учится ползать вперед и назад. Он начинает издавать все больше звуков, может иногда повторять короткие слова за родителями, но пока не осознанно. В выборе игрушек из нескольких предложенных появляются личные предпочтения. Пробуждается любознательность: ребенка интересует окружающий мир - он вертит головой и смотрит по сторонам, рассматривает картинки в книге, обращает внимание на других малышей.

У некоторых детей уже начинают . Средняя прибавка в весе составляет 600-800 грамм, в росте - 2-3 см.

6-ой месяц

Ребенок отзывается на свое имя, отличает его от других. Он не умеет еще сам садиться, но охотно держит спину, когда его высаживают родители. Малыш переворачивается на живот и пытается встать на четвереньки. Ему интересно все, что происходит за пределами кроватки или манежа: он подтягивается руками за перекладины, но встать пока не может. Ему уже по силам поднять выпавшую из манежа игрушку, если дотягивается его рука. В этом возрасте малыши вполне могут сами играть с музыкальными игрушками, так как уже понимают, что от нажатия кнопки игрушка издает определенные звуки.

Средняя прибавка в весе составляет 600-700 грамм, в росте - 2-2,5 см.

7-ой месяц

Малыш становится очень активным, перекатывается по нескольку раз подряд со спины на животик, самостоятельно садится. Знает название окружающих предметов, но сам пока их не произносит. Прием пищи и купание совмещает с игрой, любит плескаться в ванне. Из интереса бросает игрушки на пол, потом сам их поднимает. Если в это время у ребенка , то он все предметы пробует на вкус, и родителям необходимо следить за его безопасностью.

Во время кормления малыш старается сам держать ложку или бутылочку. У него идет активное развитие мелкой моторики, поэтому важно побольше играть с ребенком и поощрять его движения.

8-ой месяц

Ребенок активен и полон сил, но у него еще нет чувства опасности. Если по каким-то причинам малыш остается даже ненадолго один в манеже или кроватке, стоит учитывать, что он вполне может упасть, пытаясь преодолеть заграждение. В такой ситуации лучше всего положить вокруг манежа подушки, или мягкий плед.

Малыш пытается самостоятельно есть, учится держать в руке чашку. В любом случае, в этом возрасте нужно присутствовать с ребенком рядом в этот момент, потому что во время еды он еще играет.

Средний набор в весе составляет 500-600 грамм, в росте - 2 см.

9-ый месяц

Ребенок начинает . Он встает, придерживаясь за опору, пытается делать первые шаги, падает, плачет, поднимается и вновь продолжает попытки. Родителям нужно быть очень внимательными, чтобы обезопасить малыша от возможных травм. Есть изменения и в развитии речи - дети в этом возрасте произносят слоги, пытаясь повторять слова родителей.

Средняя прибавка в весе составляет 500-600 грамм, в росте - 2 см.

10-ый месяц

У ребенка совершенствуется мелкая моторика, он может самостоятельно перелистывать страницы книги, играть с мелкими игрушками. Хорошо знает названия окружающих предметов, и слыша их, показывает в нужную сторону пальцем.

Малыш уже может стоять без опоры и присаживаться из положения стоя. Цепляясь руками за перекладины кроватки или манежа он прыгает и подтягивается. Таким образом ребенок укрепляет мышцы рук и ног, готовя себя к самостоятельной ходьбе.

Средняя прибавка в весе составляет 300-400 грамм, в росте - 1-1,5 см.

11-ый месяц

Почти все в этом возрасте уже ходят с поддержкой взрослых. При самостоятельном передвижении стараются находиться ближе к точке опоры - дивану, кровати, столу или стене. В этом возрасте дети учатся произносить простые слова - идет активное формирование развития речи. Ребенок уже отлично понимает причинно-следственные связи: подталкивает к себе упавшую игрушку другим предметом, перестает выбрасывать их из кроватки, если мама не спешит тут же поднять и дать малышу то, что упало не случайно. Малыш узнает, что ему можно, а что нельзя, и его представление о том, что хорошо, а что плохо, формируется в соответствии с реакцией родителей на его действия.

Развивается жестикуляция ребенка: он согласно кивает, качает головой при отрицании, машет ладонью, когда прощается. Эмоционально выражает радость и огорчение.

Средняя прибавка в весе составляет 300-400 грамм, в росте - 1 см.

12-ый месяц

В этом возрасте почти все дети уже самостоятельно ходят. Возрастает активность, сокращается время дневного сна. Ребенка привлекают все предметы в доме, бытовая техника, интересует содержимое шкафов. Необходимо хранить в недоступном для детей месте бытовую химию и лекарственные препараты.

Малыш , но поминают его только самые близкие люди. Такой период у многих детей затягивается, и отчетливой речь может стать только к 2-3 годам.

У малыша уже сформированы вкусовые предпочтения, есть любимая еда, а есть и такая, которая не нравится совсем. Заставлять есть ребенка не стоит - лучше заинтересовать продуктом с равной пользой, чтобы малыш за столом чувствовал себя раскованно и процесс приема пищи не вызывал у него негативных эмоций.

Ближе к 1 году уже абсолютно у всех детей, что может быть причиной нарушения сна и повышенной нервной возбудимости. Средний набор веса составляет 300-350 грамм, роста - 1 см.

Видео: Развитие ребенка в первый год жизни