Чем отличается узкая масленица от широкой. Гуляй, Широкая Масленица! История Масленицы. В церковном календаре Масленичная неделя - это семь дней веселых песен, угощений и игр на свежем воздухе. А потом - Великий пост, самый долгий и строгий в году

В церковном календаре Масленичная неделя - это семь дней веселых песен, угощений и игр на свежем воздухе. А потом - Великий пост, самый долгий и строгий в году.

В церковном календаре Масленичная неделя - это семь дней приготовления к Великому посту, самому длинному и строгому в году. Масленицу называют сырной седмицей, потому что разрешены молочные продукты, и мясопустом, потому что мяса уже не едят.

Она начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение.

Церковный календарь с первых веков христианства включил в себя видоизмененные языческие празднества урожайного цикла. Масленица у нас, как и карнавал ("прощай, мясо" в переводе с латыни) в западной традиции, не единственный праздник языческого происхождения.

Если западный карнавал - это площадная демонстрация нарядов и чувственные удовольствия, то русская Масленица - пир горой с кулачными боями и прочим удальством. Церковь не одобряла ни того ни другого, но с течением времени конфликт между Церковью и народными обычаями потерял остроту - сегодня нам больше угрожает утрата национальных традиций, чем разгул на Масленицу.

Из всех 15 православных Церквей Масленица с блинами и снежными городками существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.

Седмица "согласия и примирения"

Масленица в церковном календаре именуется сырной седмицей (семидневная неделя на церковнославянском - неделя, а воскресенье - седмица). Название "сырная" напоминает, что мясо уже запрещено, а молочные продукты, яйца и рыба разрешены. Сырная седмица является сплошной, то есть без поста в среду и пятницу.

Она начинается после мясопустной недели (когда нельзя есть мясо) и завершается Прощеным воскресеньем, заговеньем (запретом) на молочное и подготовкой к Великому посту.

На Масленице уже не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников. Суббота перед Масленицей называется Великой родительской - в этот день принято поминать усопших.

В мясопустное воскресенье на церковной службе напоминается о всеобщем последнем и Страшном суде над живыми и мертвыми, на который предстанут во плоти все существовавшие души.

Несмотря на языческую символику блина как символа солнца, это кушанье Церковь никогда не запрещала. Православные едят блины все дни сырной седмицы. Позвать на блины - лучший повод в году для того, чтобы помириться, загладить вину и великодушно простить обидевших вас людей. На Масленице принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным - эта традиция не языческая, она восходит к первым векам христианства, когда небольшие тайные общины старались сохранять братские отношения. До революции все прихожане знали друг друга, своего священника и архиерея - так что просить прощения для них было естественным, а не театральным жестом.

На службе в Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании Адама и Евы из Рая после нарушения ими первого божественного предписания - послушания. В проповедях преобладает тема взаимного прощения. К вечеру заканчивается употребление в пищу молока и яиц.

В храмах совершается чин прощения: священники просят прощения у прихожан, а те друг у друга. Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят "Бог простит", а если сердце совестливое, добавляют "ты меня прости".

В Чистый понедельник, который следует за Прощеным воскресеньем, начинается Великий пост - семь недель молитвы и покаяния в память о сорокадневном удалении Иисуса в пустыню.

Масленичная неделя

Понедельник. "Встреча"

В этот день встречали Чистую Масленицу - широкую боярыню, наряжали куклу-чучело, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы с посещения родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.

Вторник. "Заигрыш"

С этого дня начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания на санях, народные гулянья и представления. На "заигрыш" с утра девицы и юноши ходили в гости - покататься на горках, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. "Позываток" встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "У нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "Здесь-де, начинается разлад и дочку прочат за другого". Надо сказать, что все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу.

Кроме того, в больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. По улицам ходили ряженые в масках и катались большие компании на тройках и простых розвальнях.

Среда. "Лакомка"

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же можно было выпить чаю из самовара. На "лакомку" тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами. Кроме того, разыгрывали фарсы про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на "лакомку", нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

Четверг. "Разгульный четверток"

В четверг начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. Кроме того, в "разгул" начинали возить по улицам чучело Масленицы и колядовать.

Пятница. "Тещины вечерки"

В этот день наступала очередь зятьев приглашать к себе в гости матерей своих жен и угощать их блинами и сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Однако прежде чем идти в гости, теща должна была с вечера прислать все необходимое для печения блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота. "Золовкины посиделки"

В субботу невестка приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки. Если золовки (сестры мужа) были еще не замужем, тогда невестка созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Прощеное воскресенье. "Целовальник. Проводы"

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на костре. В последний день Масленицы все просили друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы.

Воспоминания о Масленице

Ни один человек, собственными глазами увидевший, что такое Русская масленица, не остается равнодушным к этому поистине грандиозному празднику. И об этом свидетельствуют воспоминания многих известных людей:

Масленица в развале. Такое солнце - что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блина» играют: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами…

Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно, дает по плеши. Слышится сочно - ляппп! По всему череду: ляп. .ляп.. ляпп! пар идет от блинов винтами. Стоит благодатный гул: довольны!»

А в начале ХХ века были еще и специальные масленичные пряники-подарки. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки; в елках, стойком на колышках, - вылепленные из теста и выкрашенные сажей, медведики и волки, а над горами и елками - пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые - всех расцветов. И над всей этой «масленицей» подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители.

И.С. Шмелев

Масленица. В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. По своей темпераментности московиты, пожалуй, сродни итальянцам. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется.

Г. А. Шлейссингер

Масленица, вероятно, родилась на севере - она дочь мороза. Человек увидал ее прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, с обнаженной …, но с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в его жилах, охватила его руки и пустилась танцевать с ним до обморока.

Жюль Жанен

Русская Цивилизация

Этот праздник любят и величают "Госпожа честная Масленица". Говорят же в народе: "Хоть себя заложи, а Маслену потешь!". И "разорительница" она, и "разгульная", и "пьяная" и "обжорная", а все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.

Масленица - честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха, сырая неделя. Справляется за 7 недель до Пасхи. Ненастье в воскресенье перед Масляной - к урожаю грибов.

Понедельник - первый день, "Встреча". Соломенную куклу маслену наряжали в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, чтобы не просмотрела, откуда весна придет. первый блин маслены отдавали нищим - поминать умерших.
Вторник - "Заигрыши". Парни приглашали девушек кататься с гор, ходили в гости, приглядывали невест.
Среда - "Лакомка". Тещи угощают своих зятьев.
Четверг звался "Широким". Гулянье набирало силу, катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели, пили...
Пятница - "Тещины вечерки". В этот день угощать тещ блинами надлежит зятьям.
Суббота - "Золовкины посиделки". Молодая невестка приглашала в гости всех родных, а те придирчиво приглядывались: "Ну-ка, покажи, какая ты хозяйка". Неженатые парни и девушки строили снежные города и отвоевывали их друг у друга.
Воскресение - "Прощенное воскресенье", "Заговенье", последний день Масленицы. Сжигали соломенную Маслену, пепел рассеивали по полянам,чтобы дать силу будущему урожаю. Это был последний день, когда разрешалось пить спиртное. Вечером с низкими поклонами и поцелуями просили друг у друга прощенья.

Масленица - наследие времён язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам ПётрI открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами.

Традиционное кушанье масленицы - блины - тоже имеют свою историю, ещё болеедревнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: "Масленица-объедуха, деньгам приберуха!" По традиции бывают в эти дни катанья с ледяных и снежных горок, весёлые хороводы, пляски и. конечно же, блины!

"Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - "масленица"? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - на блине - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость..." И. С. Шмелев.

На горах покататься, в блинах поваляться. Не житье, а Масленица. Масленица объндуха, деньгам прибируха.

С четверга Масленица действительно становилась широкой - гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление...

В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце Масленой недели? Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить, сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую Мастеницу - значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить". После обильных застолий отправлялись в Зоологический сад с ледяных гор кататься, потом на кулачках биться - "блины вытряхивать".

Кулачные бои на Масленицу - отголосок древней военной потехи - были очень распространены. В них принимали участие мужчины без различия возраста и звания. А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка.

Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. В Замоскворечье, на Рогожской и на Таганке, заселенных преимущественное богатыми торговыми людьми, и у Mосковских застав, где жили в основном ямщики, эти катания пользовались особен славой. На породистых рысаках, и санях, украшенных пестрыми коврами и розанах, московское купечество выезжало напоказ. Мчались по ухабистой снежной дороге развеселые тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, цокали копыта коней с бубенцами под расписными дугами. Смех, свист, озорство, удаль...

Тут же во время катания устраивались смотрины купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи. А на Москве-реке, прямо напротив Кремля, проходили конные бега. Hа льду сооружали обнесенный изгородью круг для бегущих на приз лошадей, а набережные и мосты служили трибунами для любопытствующих. Какой потрясающий крик вырывался из тысяч грудей, какими оглушительными аплодисментами взрывалась публика, когда стройно несущаяся лихая тройка птицей быстролетной первая "подходила" к столбу! Ибо, как заметил современник, "есть что-то азартное в русской тройке, чю-то опьяняющее - кажется, оторвала бы от земли и унесся за облака. Pусский человек любит тройку как что-то широкое, разгульное, удалое, что захватывает как вихрем, жжет душу огнем молодечества". Долго еще буйствовал праздник. И только в воскресенье, ближе к вечеру город начинал затихать и смиряться. Оставалось еще совлечь с себя греховный разгул, попросить прощениям ближних за причиненные им обиды, попрощаться с друзьями и знакомыми. Чтобы заговеться и перейти с блинов на хрен да на редьку. Впереди был долгий Великий пост... Н. Дорохова.

А вот что происходило на Масленицу в Польше. Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также "кулиги" - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу "дьявольским изобретением". Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый в расплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей "жертве". Вообще следует сказать, что зрелище "кулиги" было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы - в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали масленичные "фавории", т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый "жирный четверг" - последний четверг масленицы, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.

Советы для тех, кто любит печь блины!

  1. После подхода теста, перед тем как печь, в него хорошо добавить для вкуса немного сливочного масла (20-25 г на 3 стакана муки).
  2. Дрожжи для блинов должны быть обязательно свежими. Важно, чтобы их было столько, сколько надо, но не с избытком.
  3. Блинное тесто на всех стадиях необходими тщательно вымешивать: комочки в нем совершенно недопустимы.
  4. Не обваривайте опару (если рецепт блинов того требует) круто горячим, полностью вскипевшим молоком. просто доведите его почти до кипения и слегка остудите градусов до 45.
  5. Если опару обваривать не надо, перед тем как печь блины, в тесто осторожно добавляют белково-сливочную смесь: немного взбивают сливки и уже в них (наоборот нельзя!) вводят взбитые белки. Эта смесь сделает блины рыхлыми, нежными, ноздреватыми.
  6. Сковороду, на которой пекутся блины, лучше всего смазывать маслом так: наденьте на вилку половинку луковицы или картошки. Обмакните ее в растительное масло и смажьте сковроду.
  7. Обычно блин прожаривается с двух сторон за 2 минуты.
  8. Муку перед тем, как замесить тесто, обязательно просейте. так она очищается и обогащается кислородом, необходимым для брожения.
  9. Не переборщите с солью и сахаром: кладите точно по рецепту. Пересоленное тесто плохо бродит, и блин получается бледным. От избытка сахара тесто становится твердым.
  10. Белок нельзя взбивать в алюминиевой посуде - он потемнеет.
  11. Чтобы сливки при взбивании не свернулись, сначала взбейте их, а уж потом добавляйте сахар.
  12. Прежде чем взбивать белки, протрите внутренние стенки посуды лимоном - белки взобьются легче, и масса получится пышной. Чтобы пена была устойчивой, можно добавить несколько капель лимонного сока.
  13. Белки взобьются легче, если они свежие и охлажденные. Яйца на несколько минут можно положить на лед или на 1 час в холодную воду.
  14. Дрожжи можно приготовить и дома. 1 стакан муки развести 1 стаканом теплой воды. Оставить на 5-6 часов. Затем влить стакан пива или минеральной воды и поставить на некоторое время в теплое место. Дрожжи готовы, их можно добавлять в тесто, оно получится необыкновенно пышным.
  15. Если муку для блинчиков разводить в соленой воде, комочков не будет.
  16. Дрожжи храняться дольше, если положить их в стеклянную банку и залить растительным маслом.
  17. Молоко легко впитывает запахи. Поэтому не держите его вблизи соленой рыбы, сыра, солений и др. пахучих продуктов.
  18. Сковороду для жарки блинов сначала посыпьте солью, протрите тряпкой и лишь после этого наливайте масло и тесто.
  19. Если в середине блина образуются пузыри, тесто не добрадило: поставьте его в теплую воду еще на некоторое время.
  20. Если блин рвется, когда вы его перевертываете, добавьте муки и яйцо.
  21. Удобно жарить блины на 2 сковородах, когда третья стоит на маленьком огне. В нее складываете блинчики и смазываете разогретым сливочным маслом. Стопку можно время от времени переворачивать, тогда к моменту готовности последнего блина первый не успеет остыть.

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.


Масленица: традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника:

  • мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
  • сырной – потому что на этой недели едят много сыра;
  • Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица: что можно и чего нельзя делать?

  1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
  2. Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.


Масленица: история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.


Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

  • одевались в лучшие наряды;
  • шли на театральные представления;
  • посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

  • парились в банях;
  • сытно ели;
  • обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.


Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять? ». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.


Пословицы и поговорки на Масленицу

Видео: история и традиции праздника «Масленица»

Рубрики

    • . Другими словами, гороскоп – это астрологическая карта, составленная с учетом места и времени, учитывающая расположение планет относительно линии горизонта. Для построения индивидуального натального гороскопа необходимо с максимальной точностью знать время и место рождения человека. Это требуется для того, чтобы узнать, как располагались небесные тела в данное время и в данном месте. Эклиптика в гороскопе изображена в виде окружности, разделенной на 12 секторов (знаки зодиака . Обратившись к натальной астрологии, вы сможете лучше понять себя и других. Гороскоп – это инструмент самопознании. С его помощью можно не только исследовать собственный потенциал, но и разобраться в отношениях с окружающими и даже принять некоторые важные решения.">Гороскоп99
  • . С их помощью узнают ответы на конкретные вопросы и предсказывают будущее.Узнать грядущее можно по домино, это один из очень редких типов гадания. Гадают и на чайной и кофейной гуще, по ладони, и по китайской Книге Перемен. Каждый из этих способов направлен на предсказание будущего.Если вы желаете знать, что ожидает вас в ближайшее время, выберите то гадание, которое вам больше всего по душе. Но помните: какие бы события ни были вам предсказаны, принимайте их не как непреложную истину, а как предупреждение. Используя гадания, вы предугадаете свою судьбу, но, приложив определенные усилия, сможете её изменить.">Гадания62

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 "встречать масленицу": давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и зазывал Масленицу. С субботы же начинали праздновать "малую Масленку" и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал отрицательно, того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать гостей к себе. В этот день тесть ездил звать зятя "доедать барана".

Приметы, пословицы и поговорки про Масленицу

  • Ненастье в воскресенье перед Масляной - к урожаю грибов.
  • Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу.
  • Если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи.
  • Масленица - объедуха, деньгам приберуха.
  • Не житье, а Масленица.
  • Ищет, где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.

Про Масленицу

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, делая дни длиннее. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Этот яркий, солнечный праздник приходит к нам в начале весны. В нем все - и прощание с долгой зимой, и мысли о ласковом лете, и ожидание светлого дня Воскресения Христова.

Масленица - самый древний и самый любимый праздник на Руси. Он родился в давние, языческие времена, когда крестьяне-землепашцы готовились к первому весеннему севу. Теперь мы отмечаем Масленицу за неделю до Великого поста. В церковных книгах масленица называется сырною неделею, которая заканчивается Прощёным воскресеньем. В этот день все мы просим друг у друга прощения. На Руси каждый день масленой недели имел свои особенные названия: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - прощёный день.

Первыми масленицу, конечно же, встречали мальчишки и девчонки. Они выбегали на улицу и кричали:

Уж ты ль, моя масленица,
Красная краса, русая коса,
тридцати братов сестра,
сорока бабушек внучка,
трех-материна дочка,
кветочка, ясочка,
ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне во тесовый дом
душой потешиться, умом повеселиться,
речью насладиться...!

А потом строили снежные горы, катались на санках, играли в снежки. Впрочем, это все больше мальчишки. А девочки делали из соломы куклу, которую так и называли - Масленица. Они надевали на нее кафтан, шапку, опоясывали кушаком и возили по деревне на салазках. Ну а что же взрослые? Конечно же, они готовили разные угощения, варили мед и пиво, и, разумеется пекли блины.

Традиции Масленичной недели

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения:

  • Понедельник - встреча,
  • вторник - заигрыш,
  • среда - лакомка, разгул, перелом,
  • четверг - разгуляй-четверток, широкий,
  • пятница - тещины вечера, тещины вечерки,
  • суббота - золовкины посиделки, проводы,
  • воскресенье - прощёный день.

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица". По материалам прошлого столетия, Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: "Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася". После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"

В Дмитровском районе, под Москвой, в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку, в руки этой фигуры дается помазок и блин - главные символы Масленицы.

О каждом дне Сырной седмицы

Современному человеку иногда сложно разобраться в масленичной терминологии. В чем, собственно, суть Масленицы? Только в том, чтобы объесться тещиными блинами? И почему именно тещиными? При чем тут кулачные бои, зачем в последний день, в Прощёное воскресенье, идти на кладбище? Народ достаточно мудр, чтобы ничего не изобретать только для потехи. На первом месте всегда стояла польза. И беспутно-скоромная затейливая Масленица - не исключение. Вероятно, поэтому принята она и церковью, но уже под именем Сыропустной недели, ибо каждый день, даже в традиционные постные среду и пятницу, можно есть сыр и масло. Согласитесь, нелишне для организма после тощей зимы да перед Великим постом. Даже советская власть, ревниво относившаяся к ритуалам дореволюционной жизни, не смогла искоренить Масленицу. И при Сталине, и при Брежневе народ Масленицу исправно отмечал. Гораздо, правда, скромнее, чем до октября 1917-го.

Уха с расстегаями так и осталась для многих красивым литературным оборотом. Но вот блины пекли повсеместно. Мышиного цвета - в кулинарии и закусочных. Ноздреватые, с золотистой корочкой, пышные - дома. Тонкие на молоке, толстые на кефире, оладьи на дрожжах. Или сложные в приготовлении блинчики - толщиной в полмиллиметра. Впрочем, куда нашим воспоминаниям до щедрой на запахи и вкусы памяти писателя Ивана Шмелева: "Стол огромный. Чего только нет на нем. Рыбы, рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница с зелеными глазками, огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым шипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки... За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припеком. За ними - наливное, опять блины, уже с двойным припеком, за ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины с грибами, с кашей, наважка семивершковая с белозерским снетком в сухарях, политая грибной сметанкой... Блины молочные, легкие, блинцы с яичком, еще разливная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный, ванильный".

Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось. Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.

С понедельника начинали печь блины. Кажется, чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь простую радость человеческого общения ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.

Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему? Разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

Второй день Масленицы, вторник , называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...

Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтобы парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.

Третий день Масленицы, среда , - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины - это целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.

Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг . Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.

"Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки сзади, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами", - вспоминал этот день Иван Шмелев.

"Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств - значило в старину жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног", - пишет известный этнограф И.П.Сахаров.

Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - это сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел нужно было развеять по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день - Прощёное воскресенье , проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.

Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват" - "И ты меня прости" - "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.

Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

По окончании Масленицы принято ходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнется Великий пост.

Масленичные обряды мало изменились за последние четыре века. Может быть, именно потому, что они необходимы. И, повторяю, дело тут не во вкусных блинах и не в возможности попировать, повеселиться. Для этого не было бы смысла вторую тысячу лет тщательно высчитывать именно эту неделю.

Блины на Масленицу

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. "Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки. На Масленице - первый блин за упокой.

Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе, кладут на слуховое окошко "для душ родительских" со словами: "Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!"

Кое-где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

  • Блин добро не один.
  • Блины брюха не портят.
  • Блин не клин, брюха не расколет.

Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!

Так припевали хозяйки, и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие.

Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Так шутили и посмеивались сами над собой.

Загадки о блинах

  • Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде)
  • На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины)
  • Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло)
  • Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях)

Катание с горы на Масленицу

После обеда дети собирались на горе и катались, не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали "на Масленицу", припевая. Дети катались с гор во все дни, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды-четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.

Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен. В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на Масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году. Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: "Молоду такого-то на горку!" Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза, но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: "Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!" - и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более, и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз.

Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.

Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь. Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.

Свадьбы на Масленицу

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Например, костромичи "выборанивали девок" - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами.

Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием "Столбы". Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами ("столбами") по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: "Порох на губах!" - и предлагают целоваться. "Покажите, как вы любитесь!". "Столбы" продолжаются час, потом едут кататься.

В Тверской губернии к молодухе, вышедшей замуж в прошлом году, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне. У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: "Молодых затьев зарывать пойдем!"). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести "зарывальщикам" угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Традиционный вятский "целовник" имел место в масленичную субботу, когда подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу... Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней".

Тёщины блины

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен. В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомки", в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

  • Зять на двор - пирог на стол.
  • У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?
  • Был у тещи, да рад утекши.
  • У тещи зять - первый гость, а принят в дом - первый разбойник.
  • Нет черта в доме - прими зятя. Зять в дом - и иконы вон.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Гуляния на Масленицу

С четверга, недаром называвшегося "широким", масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега.

Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.

В пошехонском селе Давшино (Ярославская губерния) масленичный поезд выглядел следующим образом: запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в "мужичье" платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто.

Прощеное воскресенье и проводы Масленицы

В воскресенье - Прощёный день - устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы жечь Масленицу. В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь, где на приготовленном костре чучело сжигала.

Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление - похороны Масленицы. Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок - на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством "попа" пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "аллилуя!", а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни.

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, выкрикивали: "Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!". Кидали в костер блины: "Гори, блины, гори, Масленица!"; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!".

Для блинов сгодится любая сковородка - хоть чугунная, хоть тефлоновая, но обязательно с толстым дном. Сначала ее надо хорошенько разогреть. Новую, только что из магазина сковородку надо поставить на маленький огонь, налить масла и нагревать 10-15 минут. После чего масло слить, а сковородку протереть солью.

Пекут блины из пшеничной и соевой муки. Гречневая мука, к сожалению, практически исчезла из магазинов, хотя из нее как раз и делали в старину настоящие русские блины. Впрочем, дома можно смолоть гречневую крупу в обыкновенной кофемолке. Блины с приправами готовят следующим образом: сначала кладут на сковородку зеленый лук, рубленые яйца или кусочки семги, а потом заливают все тестом, и далее по рецепту. Блины подают на стол с пылу, с жару, а к ним - масло, варенье, мед, сметану, икру, лососину, семгу.

Блины на опаре

Вылить в посуду два стакана теплой воды, положить дрожжи, всыпать 500 г муки, размешать, чтобы не было комочков, накрыть, поставить в теплое место на час.

Опара подойдет - прибавить соль, сахар, яичные желтки, растопленное сливочное масло, муку, хорошенько тесто вымесить, после чего прибавить три стакана теплого молока. Опять упрятать в тепло. Когда тесто подойдет, размешать, чтоб осело, снова дать подойти. Еще раз опустить и добавить сбитые в пену яичные желтки. Хорошие блины получаются, если тесто подошло не менее двух-трех раз.

Чтобы блины получились сухие, тесто наполовину нужно готовить из гречневой муки. Замешивается опара на муке пшеничной, а гречневая добавляется вместе с яйцами и маслом.

Блины традиционные
Готовятся по описанной выше рецептуре. На 1 кг пшеничной муки нужно 4-5 стаканов молока, 3 ст. ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 1,5 чайной ложки соли, 40 г дрожжей.

Блины скороспелые
Яйца смешать с тремя стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать. Развести в стакане воды лимонную кислоту, влить в подготовленное тесто и перемешать. На 500 г муки - 3 стакана воды, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара, по 0,5 чайной ложки соли, соды и кислоты.

Блины украинские
Сварить пшеничную кашу, дать ей остыть и протереть сквозь сито. В кастрюлю влить 0,5 стакана молока, добавить 1 ст. ложку масла, довести до кипения, всыпать 1 стакан гречневой муки, заварить густое тесто и дать ему остыть до комнатной температуры. После этого в тесто влить разведенные в теплой воде дрожжи, дать подойти, добавить протертую кашу и остальную муку, сырые желтки, перетертые с сахаром. Посолить. Влив теплое молоко, тщательно размешать и дать еще раз подойти. Добавить взбитые белки и выпекать. На 300 г пшена - 300 г гречневой муки, 3-4 столовые ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 1 стакан сметаны, 2 ст. молока, 15 г дрожжей.

Блинчики с медом
Смешать 3 яичных желтка с 0,5 стакана молока, прибавить соль, сахар, помешивая, всыпать муку. После чего положить разогретое сливочное масло, снова тесто гладко вымесить, прибавить молоко и взбитые в пену яичные белки. Выпекать блинчики надо как можно более тонкими, на разогретой сковородке, предварительно смазанной маслом. Каждый готовый блин, не снимая со сковородки, сложить вчетверо. Подавать с медом. На 250 г муки - 2,5 стакана молока, 3 яйца, по 2 ст. ложки сливочного и топленого масла (для смазывания сковороды), четверть чайной ложки соли.

Блинчики с творогом, яйцами и другой начинкой
Смешать сырые яйца с солью, сахаром, прибавить 0,5 стакана молока, размешать, всыпать муку и вымесить тесто без комков. Добавить оставшееся молоко. Блинчики выпекать тоненькими, складывать их стопочкой на доске. Затем в середину каждого положить столовую ложку творожной, яблочной начинки, варенье или густое повидло. Блинчики завернуть в виде конверта и поставить в духовку. При подаче на стол блинчики посыпать сахарной пудрой.

Блинчики с семгой
Таким же образом можно приготовить блинчики с семгой. В этом случае к ним подают сметанный соус с томатом. На 250 г муки - 2,5 стакана молока, 3 яйца, 0,5 ложки сахара, четверть чайной ложки соли. Для обжаривания потребуется 1 ст. ложка топленого масла.

Рецепты блинов на Масленицу

Блины - это символ масленицы. Они чем-то напоминают яркое весеннее солнце. Масленичные блины особые, праздничные.

Блины из гречневой и пшеничной муки
Поставить опару из 0,75 стакана теплого молока, дрожжей и пшеничной муки. Когда тесто подойдет, ввести в него желтки, теплое масло, сахар и соль. Хорошо взбить, добавляя постепенно гречневую муку и столько теплого молока, чтобы тесто было консистенции сметаны, дать подняться вторично. Затем ввести взбитые белки, перемешать и испечь на раскаленной, смазанной маслом сковороде, тонкие блины. Подать со сметаной, подрумяненным с луком маслом, тертым сыром. Для приготовления потребуется 3 стакана пшеничной муки, 1,5 стакана гречневой муки, 30 г дрожжей, 6 яиц, 1 ч. ложка сахара, 4 ст. ложки сливочного масла, молоко, соль.

Блинчики из пшеничной муки
Желтки растереть с солью, сахаром. Продолжая растирать, добавить молоко и взбитые белки. Смазывая сковороду маслом, испечь тонкие блинчики. Для приготовления потребуется 2 стакана пшеничной муки, 3 яйца, 4 стакана молока, 2 ч. ложки сахара, соль.

Блинчики на простокваше
Простоквашу смешать с яйцами, солью, сахаром. Добавить, постоянно растирая, муку. Испечь блинчики и подать их с вареньем. Для приготовления потребуется 400 г пшеничной муки, 6 стаканов простокваши, 6 яиц, 0,5 стакана сахара, растительное масло.

Блины манные
В 2 стакана кипящего молока засыпьте манную крупу и положите масло. Сварите кашу и поставьте ее в холодное место на 50-60 минут. Из муки, желтков, оставшегося молока замесите тесто, добавьте соль и смешайте с остывшей кашей. Массу вымесите до гладкости и пеките блины. Для приготовления потребуется 1 стакан манной крупы, 1 стакан муки, 6 стаканов молока, 3-4 желтка, 4 ч. ложки сливочного масла, 1 ч. ложка соли.

Блины картофельные (из старинных русских рецептов)
Отварите картофель, разомните его тщательно, посолите. В другую небольшую кастрюлю влейте молоко, 1 ложку масла и всыпьте 1,5 столовые ложки муки. Размешайте, поставьте на огонь и варите, помешивая, пока не загустеет. Снимите с плиты и введите в это горячее тесто взбитые желтки. Положите размятый картофель, размешайте. Белки взбейте в густую пену, добавьте, продолжая взбивать, сахарный песок. Соедините белки с тестом, осторожно перемешайте и выпекайте. Для приготовления потребуется 10-15 картофелин, 4 ст. ложки растительного масла, 5 яиц, 4 ст. ложки молока, 1,5 ст. ложки муки, 1 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

Совет: сковороду смазывайте маслом с помощью половинки картофелины, насаженной на вилку. Такой помазок не впитывает в себя лишний жир. Можно печь блины и не смазывая сковороду, но тогда в готовое тесто надо добавить несколько ложек растительного масла, размешать его так, чтобы не было видно на поверхности.

Блины русские
С вечера поставить на молоке с дрожжами довольно жидкое тесто из пшеничной муки. На завтра, за два часа перед печением, подбить гречневой мукой, хорошенько взбить, развести теплым молоком и дать взойти. Тесто должно быть немного гуще, чем для блинчиков.

Блины гречневые отличные
4,5 стакана гречневой муки и столько же пшеничной развести теплой водой и двумя ложками дрожжей, посолить и дать подняться. Когда тесто поднимется, развести горячей водой до нужной густоты, хорошенько взбить, дать еще раз взойти и печь.

Блины на соде
Взять по фунту гречневой и пшеничной муки, развести 4,5 стакана теплой воды, посолить, взбить. Взять чайную ложку лимонной кислоты и развести ее в половине стакана холодной воды, влить в тесто. Также в половине стакана воды развести ложечку соды и тоже влить в тесто, размешать и печь обыкновенным способом.

Превкусные манные блины
Вскипятить 1 стакан молока, всыпать 0,75 стакана манной крупы, положить половину ложки масла и сварить кашу обычным способом. Остудить. Незадолго перед выпечкой всыпать 0,75 стакана муки, разбавить 2 стаканами молока, вбить 2 яйца, посолить, размешать до гладкости и жарить на маленьких сковородках.

Блины самые лучшие
Взять полтора стакана пшеничной муки и 2,5 стакана гречневой, 2,5 стакана теплой воды, 4 ложки дрожжей и сделать тесто. Когда оно поднимется, всыпать 1 стакан гречневой муки и дать снова подняться. За час до выпечки заварить тесто 2 стаканами кипящего молока и размешать до гладкости. Когда тесто остынет, посолить, можно прибавить 2 или 3 яйца, 50 г масла и опять дать подняться. Не мешая более тесто, печь блины обыкновенным способом.

Штурм снежного городка

Бог Велес

Бог Ярило

Кулачные бои

В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса - языческого бога плодородия и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, один из любимых наших праздников сохранился, а с 16 века стал назваться - МАСЛЕНИЦЕЙ.

Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горок на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам. Масленица часто становилась похожей карнавал.

« Тещины вечерки » и « Золотые посиделки »

Народ отмечал масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и названа, что русские люди до Поста ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.

Шуточное изображение масленицы возили по улицам. Для этого брали огромные сани, в которые запрягали иногда до двенадцати лошадей (а иногда запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты, а впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.

Борьба и кулачные бои издавна были во время масленицы любимой народной потехой. А в некоторых губерниях в дни празднования непременно разыгрывали «штурм снежного городка», который так красочно запечатлел на своей картине русский художник В.И.Суриков.

Деревенские ребята строили из снега на реке целый город с башнями и двумя воротами, между которыми была сделана прорубь. Все участники разделялись на две команды - конницу и пехоту. Конница осаждала город, а пехота его защищала. Не всегда конникам было легко прорвать оборону защитников, ведь те были тоже вооружены…метлами и тому подобным оружием. Если же все-таки конники прорывались сквозь ледяные ворота - это означало что снежный городок взят. Победителей купали в проруби, а после этого всех «ратоборцев» угощали вином.

Терские казаки наступление Масленицы встречали стрельбой из ружей, причем стреляли все - и стар, и млад. В масленичную неделю, если зима была снежной, ездили кататься на санях, наряжаясь медведями. Ряженые могли заезжать в любой двор и брать все, что понравится. Везде были слышны шум смех и веселье.

И, конечно, устраивались скачки. Разве казак не может похвастаться своей удалью, погарцевать на лихом коне?! Во время таких скачек всадник сам должен был заработать себе приз - достать с земли деньги, кисет с табаком или кусочек ситца. Все подарки специально для этой цели выделяли местные лавочники. Устраивали казаки и джигитовки - юноши на скачущих во весь опор конях показывали свою удаль и мастерство.

У дворов зажиточных казаков ставили столы, на собранные в складчину деньги покупали быков, готовили угощение, приносили вино. Здесь гуляли «сотнями», зачастую зазывая всех прохожих.

Каждый день на Масленице имел свое название.

Понедельник - встреча, в этот день встречали гостей. К этому дню устраивались общие горки, качели, столы со сладкими яствами, дети утром делали соломенную куклу Масленицы и наряжали ее.

Вторник - заигрыши. С утра девушки и молодцы приглашались покататься на горках и поесть блинов. Здесь они приглядывались друг к другу, выбирали себе пару.

Среда - лакомка. В этот день стряпали блины с самыми разнообразными приправами и начинками. Тещи приглашали своих зятьев полакомиться блинами.

Почему именно блины стали символов Масленицы?

Блин - круглый, поджаренный, снятый «с пылу, с жару» - напоминал солнце. А древние славяне, наши предки, особо почитали Ярилу - бога солнца. С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась в природе новая жизнь. Вот и стал блин символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнышка.

Четверг - широкий четверток, разгул. Название этого дня говорит само за себя; по улицам катались шумной ватагой, устраивали кулачные бои, пили пиво и пели песни.

Пятница - тещины вечерки. В этот день уже зятья угощали своих тещ (теща - мама жены), а иногда и всю родню.

Суббота - золовкины посиделки, в этот день посещали сестер мужа. Но иногда молодая невестка приглашала к себе в дом всех родных. Именно в субботу устраивалось последнее масленичное игрище - «взятие снежного городка».

Наступало воскресенье - прощеный день. Родственники и друзья в этот день ходили друг к другу, но уже не праздновать, а с «повинением»: просили прощение за все случайные и умышленные обиды и огорчения, причиненные в прошлом году. Поклоны и мольбы не считались унизительными - важно было получить прощение, возобновить самые близкие и сердечные отношения. Прощеным воскресеньем заканчивалась Масленая неделя. Она казалась длинной, и люди успевали навеселиться всласть. Провожали Масленицу очень торжественно. Куклу из соломы - Масленицу, наряженную в кафтан и шапку, обутую в лапти, с песнями катали а санях, а потом торжественно сжигали и пепел рассеивали по полю, чтобы придать силы посевам и будущему урожаю.

После Прощеного воскресенья Масленица затихала до следующего года.